Детский сад считается первой социальной ступенькой для детей в подготовке к вступлению во взрослый мир. Профнавыки педагогов дошкольных учреждений играют в этом важнейшую роль. О том, каким должен быть педагог-воспитатель 21 века, о современных родителях и проблемах маленьких уссурийцев, корр. ИА UssurMedia рассказала заведующая детским садом № 40 Наталья Долиновская.
Наталья Долиновская родилась в семье, не понаслышке знающей, что такое кропотливый труд. Мама Зоя Сергеевна Орлова отдала МЖК более 70 лет жизни, трудовая биография отца Николая Николаевича Орлова неразрывно связана с 34-м строительным трестом. Наташа же холила и лелеяла мечту стать учителем. По окончании 11 класса средней школы № 30 мечта стала ближе — девушка поступила на факультет начальных классов УГПИ. Получив заветный диплом, Наталья Долиновская вернулась в родную школу.
Что ощущал молодой специалист, только-только окончивший институт?
Я была мягким учителем, потому что очень жалела детей. Не повышала голос, когда не мешало бы из педагогических соображений, все время боролась с желанием ставить только хорошие отметки. Подобные ошибки совершают многие молодые педагоги. Лишь с опытом приходит понимание, что данная стратегия намного хуже, чем умение поддерживать элементарный порядок.
Наталья Долиновская с однокурсниками. Фото: предоставлено Натальей Долиновской
Как учитель начальных классов перевоплотился в заведующего детским садом?
В школе я проработала недолго, всего 2,5 года, параллельно прошла переподготовку, отучившись на учителя-логопеда. Затем замужество, декретный отпуск. Окончание декрета совпало с открытием логопедического кабинета в детском саду № 40. Учителем-логопедом отработала 10 лет, затем мне предложили занять должность заведующего детским садом. Идет 13-й год в данной должности, разумеется, педагогический и административный труд разнятся кардинально.
Чем занимается руководитель детского сада, каковы его ежедневные задачи?
Это тотальный контроль жизнедеятельности учреждения. С самого утра: на месте ли охранник, закрыта ли калитка в определенное время, работает ли тревожная сигнализация, все ли в порядке с пищеблоком, с качеством продуктов питания. Затем идем по группам — сколько сегодня детей, сколько болеет. В течение дня контроль ежедневных занятий и рутина от управления образования министерства — срезы, отчеты, мониторинги и прочая. Ну и работа с воспитателями. За это время сменилось поколение педагогов, нынче коллектив разновозрастной, включающий и совсем юных специалистов, и опытных воспитателей с 50-летним стажем.
Наталья Долиновская с коллегами. Фото: предоставлено Натальей Долиновской
Разнятся ли педагогические приемы разновозрастных групп воспитателей?
Как в любом коллективе возрастной человек опытен, но не всегда подвижен в плане профгибкости. Где-то он консервативнее, имеет фундаментальное мнение и пропускает новшества через призму своего опыта. Но это не означает, что он не приемлет новшеств от слова совсем. Молодые же специалисты податливы как пластилин, с молодыми работать проще, потому как они легче идут на эксперименты. Но якоря в виде возрастных педагогов необходимы. Это ориентир, это опыт. Хотя у педагогической профессии есть один нюанс — из профессии нужно вовремя уйти.
В какой момент педагог должен вовремя уйти, когда наступает эта точка невозврата?
У каждого точка невозврата своя, в зависимости от индивидуального ресурса, каждый по-своему себя изнашивает. Впрочем, педагогическое выгорание можно отсрочить. Если у педагога есть хобби, где он эмоционально восполняется, он продержится дольше. Но если на повестке у человека только работа, выгорание произойдет быстрее. Темперамент также играет роль: вспыльчивый, эмоциональный человек при высоких темпах работы выгорит быстрее, чем уравновешенный, анализирующий. Для сохранения ресурса педагог должен отдыхать, переключаться и выбирать нагрузку по силам. Функционал руководителя образовательного учреждения подразумевает мониторинг состояния подчиненных и нахождение способов, которые помогут избежать профессионального выгорания. Как минимум, предоставить сотруднику подмену или отправить в отпуск.
У вас большой опыт работы в детсаду. Изменились ли за это время дети?
Дети во все времена — дети. Возможно, стало больше гиперактивных малышей. Определенно стало больше детей с недоразвитием речи. Детский сад № 40 имеет две специализированные группы, где с малышами занимаются педагоги-логопеды. В последнее время увеличился поток детей с недоразвитием мнемонического слуха, несогласованностью речи, когда ребенок не умеет строить простейшие предложения. Если раньше в группе был один ребенок с отклонениями развития речи, то теперь эта цифра выросла до 10 человек в группе из 30 человек. Если не бросить силы на устранение проблемы в дошкольный период, в дальнейшем она перерастет в дислексию и дисграфию, что усложнит процесс обучения ребенка.
Бывают ли ситуации, когда воспитатель не может найти общий язык с родителями малышей?
Родители наших воспитанников большей частью хорошие — и отзывчивые, и готовые прийти на помощь. Скорей всего, это зависит от твоего отношения. Если ты уверен, что у тебя самые лучшие дети и самые лучшие родители, они будут вынуждены стать такими. К любому родителю можно найти подход, выслушать для начала. А выслушав, поймешь, что он и несложный вовсе, просто ему внимание нужно было. Функция воспитателя — сглаживать возможные шероховатости. Воспитатели — это педагоги, получившие соответствующее образование, поэтому именно они виноваты в случае отсутствия контакта с родителями. Родители виноваты в последнюю очередь. Если молодой педагог не научится подстроиться под родителя, подобрать к нему ключ, переломать где-то свое эго, то вряд ли он состоится в профессии. Мнение у педагога должно быть, но ни в коем случае не самомнение, не самолюбование.
Найти общий язык с родителями сложнее, чем с детьми?
Здесь тоже свои нюансы. Ребенок только пришел в этот мир, он учится, снимает кальки со взрослых, детей, Интернета. А дальше уже включается мастерство педагога, направляющего познавательный интерес малыша в нужное русло. И тут нужно учитывать, что ребенок снимает кальку и с воспитателя в том числе. Как в нашем детском саду: если педагог громкоговорящий — и его группа крикливая, говорливая. Педагог шепотом говорит — и вся группа плывет за ним в этом шепоте в едином порыве. Формируется коллективное Я, закладывается умение работать в команде, взаимодействовать с коллективом, помогать друг другу. И это важно, когда обращается внимание не только на воспитание Я как индивидуума, но и на воспитание коллективного Я. Потому что ребенку, не научившемуся коммуницировать, договариваться, объединять усилия, будет тяжело жить в обществе.
Что порекомендуете родителям малышей, собирающимся отдать ребенка в детсад?
Не бояться того, что твой малыш превратится в самостоятельную личность, владеющую не только элементарными навыками самообслуживания, но и умеющую обходиться без костыля в виде мамы. Суть воспитания в том, чтобы в один момент ребенок вышел из дома, не испугавшись оказаться один на один с большим миром. Далеко не каждый родитель может свыкнуться с этой мыслью. Поэтому я зачастую наблюдаю, что дети не ходят в сад самостоятельно, их привозят родители. А ведь ребенок дошкольного возраста вполне в силах воспользоваться автобусом или добраться пешком. В детском саду даже ничего не умеющий ребенок учится самостоятельности очень быстро. Главная задача родителей — этому не мешать.
Выпускники и их родители пополнили будущую рощу 15 деревцами