Рекорд Победы по жиму штанги лежа планируют установить в Севастополе
15:02
Вахта Победы: Последние шаги на пути к Великой Победе в Отечественной войне
15:00
Помогут и делом, и мявом: уютные кошки ищут новый дом в Севастополе
14:09
Против введения семьеведения в школах выступили 38% жителей Крыма
13:02
Техника, инновации и конкурсы: в Крыму пройдет День поля
11:06
В Крыму промышленные садоводы научились ловить мух
10:05
Как Якутия встречала Победу: хроники мая 1945 года в газетных строках
07:30
Вахта Победы: Да здравствует победа свободолюбивых народов над Германией
02:00
В Гидрометцентре рассказали, когда начнет прогреваться море в Сочи
3 мая, 16:20
Выставка о военных годах откроется в "Херсонесе Таврическом" 6 мая
3 мая, 16:02
Севастополь назвали городом с самым сильным кадровым голодом
3 мая, 15:03
Севастополь ожидает туристический бум этим летом
3 мая, 13:04
Забег с препятствиями "Конубри" пройдет в Белогорском районе
3 мая, 12:06
До конца лета перекроют улицу Корчагина в Севастополе
3 мая, 11:09
Как мигранты влияют на национальный состав в Крыму, рассказал эксперт
3 мая, 10:02

Потери рыбной отрасли от второго этапа инвестквот кратно превысят инвестиции - ВАРПЭ

По оценке Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, обоснования спорной реформы существенно противоречат данным госорганов
25 марта 2022, 10:45 Бизнес
Рыбопромысловые суда ИА PrimaMedia
Рыбопромысловые суда
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Совокупные потери рыбной отрасли страны от проведения второго этапа программы инвестиционных квот могут составить около 1 трлн рублей, что в 3,2 раза превышает объем предполагаемых инвестиций. Такие выводы содержатся в подготовленном Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников (ВАРПЭ) заключении на пояснительную записку к спорному законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов", сообщает ИА PrimaMedia.

Заключение ВАРПЭ размещено в открытом доступе на официальном сайте крупнейшего объединения рыбной отрасли страны. В документе отмечается, что обоснования необходимости принятия законопроекта и, соответственно, запуска второго этапа программы инвестквот в ряде случаев существенно противоречат официальным данным госорганов (в частности, правительства РФ, Росстата и Росрыболовства), а аналитические методы не соответствуют методикам, утвержденным Минэкономразвития.

Напомним, что речь идет о вызвавшем  масштабные дискуссии законопроекте, инициаторы которого предлагают уже в 2023 году выделить 24% ОДУ минтая и сельди в ДВ-бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот),  а также — продать оставшиеся у предприятий 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков на аукционах "с инвестиционными обязательствами" (которые еще только предлагается определить правительству). 

Между тем 15 марта Минэкономразвития направило автору законопроекта Минсельхозу отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона. В заключении Минэкономразвития, курирующего прохождение законопроектом обязательной процедуры ОРВ,  говорится о целом  ряде существенных ошибок при подготовке текста законопроекта, а также — о рисках  для экономики страны в случае его принятия. Отметим, что для подготовки заключения использовался прогноз издержек отрасли от выполнения требований законопроекта, предоставленный Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников в рамках публичных консультаций.

2873324.jpgЗаконопроект о втором этапе инвестквот в рыболовстве не прошел процедуру ОРВ

Курирующее процедуру оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития дало отрицательное заключение на спорную инициативу

Как отмечает ВАРПЭ в своем заключении на пояснительную записку к законопроекту, его авторы декларируют главной целью инициативы — обновление путем перераспределения доступа к промысловым ресурсам производственных фондов предприятий отрасли (то есть рыбопромыслового флота и береговых мощностей). При этом в пояснительной записке утверждается, что "с 2000 года количество рыбопромысловых судов сократилось на 45%, флот практически не обновлялся". 

ВАРПЭ, ссылаясь на официальные данные, указывает, что в период 2000 — 2020 годов количество судов сократилось менее чем на 25%, при этом суммарный дедвейт и энерговооруженность рыбопромыслового флота выросли.  

"В последнее десятилетие (2011–2021 гг.) произошел рост суммарных дедвейта и мощности рыболовного флота более чем на 10%, при сокращении численности на 8,48%, что подтверждает планомерное обновление флота и рост его промысловых мощностей", — говорится в заключении ВАРПЭ.

Утверждение авторов пояснительной записки о том, что  "механизм инвестиционных квот положил начало и придал существенный импульс привлечению инвестиций в рыбную отрасль" в ВАРПЭ считают в корне противоречащим данным Росстата. Инвестиции в отрасли в последние годы действительно росли, однако совсем не такими большими темпами, как указано в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, отмечает ВАРПЭ, в записке по каким-то причинам не нашли отражения факты снижения  сальдированного финансового результата отрасли в 2020 году на 19,6%, снижение прибыли на 16,7% и резкий рост (в 8,4 раза) просроченной кредиторской задолженности предприятий рыбной отрасли. 

Также ВАРПЭ, ссылаясь на официальные данные, не разделяет оптимизма инициаторов второго этапа программы инвестквот по поводу настоящих и будущих результатов первого этапа программы. Зафиксированный рост объемов производства в отрасли некорректно связывать с первым этапом программы, поскольку, например,  доля судов, построенных по инвестиционным квотам, составляет пока всего 0,6% от заявленного количества и пока не может повлиять на структуру производства продукции.

Также строительство судов в рамках первого этапа инвестквот по указанным причинам не может влиять и на уровень рентабельности экономической деятельности "Рыболовство морское промышленное", отмечает ВАРПЭ, при этом авторы пояснительной записки в качестве аргумента за проведение второго этапа программы приводят данные о кратном росте отраслевой рентабельности в период 2017-2020 годов.

Некорректным считают в крупнейшем объединении рыбной отрасли утверждение в пояснительной записке к законопроекте, согласно которому  "при историческом принципе (распределения квот — ред.) отсутствуют меры стимулирования привлечения инвестиций, и при выручке предприятий около 400 млрд рублей в год, доходы бюджета от сбора за пользование водными биоресурсами составляют в пределах лишь 2–2,5 млрд рублей, из которых 80% направляется в бюджеты регионов, а 20% в федеральный бюджет".

Ссылая на отчетность Росрыболовства, ВАРПЭ напоминает о действующих субсидиях из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота, а также отмечает, что  "сбор за пользование водными биоресурсами зависит только от объема купленных ресурсов (квот) и никак не связан с историческим или иным принципом распределения квот".

Отдельное внимание ВАРПЭ обращает на то, как авторы пояснительной записки оцениваю и сопоставляют валовый доход отрасли и затраты инвесторов — участников программы инвестквот. По оценке ВАРПЭ (основанной на нормативных документах Минэкономразвития), в пояснительной записке в стоимости постройки инвестобъекта не учитывается, в частности, стоимость обслуживания кредитов предприятий, а также — иные издержки инвесторов. В целом же указывается, что ряд приведенных в документе расчетов выполнены не корректно, что привело к завышению либо занижению ряда существенных показателей (таких, например, как стоимость строительства судна, валовой доход инвестора в период действия инвестиционного проекта и пр.).

При этом ВАРПЭ подчеркивает, что законопроект затрагивает интересы всех без исключения пользователей квот, однако пояснительная записка содержит экономические оценки только для участников инвестиционных проектов, составляющих меньшинство предприятий

"Для большинства предприятий, которое не участвует в инвестиционных проектах, и теряют от 40% до 100% квот (в зависимости от объекта промысла) никаких экономических оценок не сделано. Таким образом, в пояснительной записке отсутствует комплексная оценка социально-экономических последствий предлагаемой законопроектом системы регулирования", — говорится в заключении.

При этом авторы записки сами отмечают, что малы и средние предприятия (МСП) составляют более 50% численности рыбодобывающих компаний в стране. 

"С учетом расположенности рыбодобывающих регионов на удаленных морских окраинах России, требующих роста численности жителей для обеспечения стратегических интересов России, а также значимости МСП как источника рабочих мест, гарантиям продолжения их деятельности в пояснительной записке должно быть уделено особое внимание. Однако в законопроекте таковых нет. Более того, законопроект утверждает отказ гарантировать правовую защиту МСП", — отмечает ВАРПЭ, указывая, что у МСП — "исчезающе малая" возможность для участия в программе инвестквот, поскольку стоимость "входного билета"  в программу — от 500 млн рублей, что для малых и средних компаний попросту неподъемно.

В целом же издержки предприятий отрасли для выполнения требований, предусмотренных спорным законопроектом, оцениваются ВАРПЭ (на основе методики стандартных издержек бизнеса при госрегулировании, утвержденной Минэкономразвития) в не менее чем 471 млн рублей.

"С учетом указанных в финансово-экономическом обосновании суммарных экономических потерь в размере 527 млрд рублей, совокупные потери для отрасли составят 998 млрд рублей, что в 3,2 раза превышает объем инвестиций", — завершается заключение ВАРПЭ на пояснительную записку к законопроекту о втором этапе инвестквот. 

От ИА PrimaMedia отметим, что ранее Всероссийская ассоциация рыбопромышленников, Российский союз промышленников и предпринимателей и "ОПОРА РОССИИ" выступили за введение моратория на внесение изменений в главный закон, регулирующий работу отечественного рыбохозяйственного комплекса, а также предложили признать спорный законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" утратившим свою актуальность.

17492
120
6