19 августа 2015 года Президент России Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев, Полномочный представитель Президента в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев и Губернатор Севастополя Сергей Меняйло возложили цветы к Вечному огню Доблести и славы поколений на Малаховом кургане.
После возложения первые лица посетили с экскурсией оборонительную башню Корниловского бастиона, в которой располагается одна из экспозиций Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя.
В завершение осмотра музея глава государства оставил запись в книге почетных гостей. "Малахов курган — это героическая история Отечества, это слава и гордость России. Спасибо за сохранение этой светлой исторической памяти", — написал Путин.
19 августа 1991 года до Севастополя дошла информация о путче, государственном перевороте и антиконституционном захвате власти. Начавшись как попытка группы высокопоставленных советских чиновников предотвратить намеченное на 20 августа подписание Союзного договора (в лице делегаций РСФСР, Казахстана и Узбекистана), подводивших черту в истории СССР, переворот привёл к окончательной дискредитации союзных органов власти.
Во главе сопротивления путчистам встал Президент РСФСР Борис Ельцин и структуры российской власти, расположенные в "Белом Доме" в Москве.
В это время первый и последний президент СССР Михаил Горбачев находился на госдаче "Заря" в Форосе, в 20 км от Балаклавы.
Как говорилось в обвинительном заключении по делу о ГКЧП ( Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР), путчисты "договорились приступить 18 августа 1991 года к реализации планов захвата власти"; в соответствии с этими планами предусматривалось предъявить М.С. Горбачеву ультиматум: или ввести чрезвычайное положение, или уйти в отставку, в случае отказа изолировать его в Форосе и объявить больным, обязанности президента возложить на Г.И. Янаева, а для управления страной создать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР)". Ядро "заговора" составляли четыре человека: О.Д. Бакланов, В.А. Крючков, О.С. Шенин и Д.Т. Язов. Главную роль играл В.А. Крючков.
19 августа 1991 г. в 6.00 всесоюзное радио сообщило, что в связи с болезнью М.С. Горбачева его полномочия перешли Г.И. Янаеву, объявило о создании ГКЧП и огласило его первые постановления. Было зачитано официальное обращение Комитета ГКЧП к советскому народу, в котором, в частности, говорилось о том, что перестройка зашла в тупик и "возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой" и о решимости ГКЧП вывести страну из кризиса, а также содержало призыв ко всем советским людям "в кратчайший срок восстановить трудовую дисциплину и порядок, поднять уровень производства" и "оказать всемерную поддержку усилиям по выводу страны из кризиса". Однако этот документ не содержал реальных шагов или конкретных предложений для достижения указанных целей. Никакой внятной программы действий после захвата власти у мятежников не было, цитата по "РГ".
В столицу двинулись войска. Кантемировская и Таманская дивизии направили 3809 военнослужащих, 430 автомашин, 362 танка и 288 БМП и БТР. Кроме того в Москву прибыли три парашютно-десантных полка: 15-й (Тула), 137-й (Рязань), 331-й (Кострома). Всего в Москву было введено около 4 тыс. военнослужащих, 362 танка, 427 бронетранспортеров и БМП. К 10 часам утра войска взяли под контроль ключевые объекты жизнеобеспечения города, блокировали Манежную площадь и Кремль. Дополнительные части ВДВ, мотострелковые войска и флот были переброшены в окрестности Ленинграда, Киева, Таллина, Тбилиси, Риги.
Президент РСФСР Борис Ельцин отказался подчиняться ГКЧП и объявил его действия "антиконституционным переворотом". Он и его единомышленники стали центром сопротивления ГКЧП.
Последовавший за этим парад суверенитетов чуть не привел к потере для России Черноморского флота, но во многом благодаря жесткой позиции главкома ВМФ СССР Владимира Чернавина флот (самая боеготовая его часть) остался в России и продолжал стоять в Севастополе.