Отправляя инвесторов в Крым и демонстративно показывая свой интерес к сотрудничеству Крымом на его территории, Китай не только возобновляет свой интерес к инвестиционным и инфраструктурным проектам (который уходит корнями во времена Януковича), но и посылает ясный сигнал Украине, что при продолжении давления на китайских инвесторов на Украине, у Киева могут возникнуть не только судебные или экономические, но и политические проблемы, пишет тг-канал (12+) "Южная башня".
Речь о пересмотре позиции Китая по Крыму пока напрямую не идёт, но намёк вполне понятен. Не случайно на Украине в последние дни заговорили о справедливой компенсации для инвесторов, вкладывавшихся в "Мотор-Сич", потому что цена давления на Китай по указке из Вашингтона может оказаться слишком большой, в том числе и в вопросе позиции Украины по Крыму.
Напомним, "Мотор Сич" — крупное украинское предриятие, основная продукция которого — это двигатели для военных и гражданских самолетов/вертолетов. Запорожский завод — единственное из стратегических оборонных предприятий на Украине, которое в девяностых годах было приватизировано. Основным покупателем продукции завода была Россия. Но в 2014 году Киев ввел эмбарго на поставки в Россиию и завод начал загибаться.
В 2016 году пояивлись китайцы, которым нужны были советские технологи авиационного двигателестроения. Они сначала стали покупать продукцию завода. потом кредитовали его, а в 2017 году вошли в капитал предприятия.
Основным инвестором со стороны Китая была компания Beijing Skyrizon Aviation Industry ("жочернее предпритие" Beijing Xinwei Technology Group). Через некоторое время среди акционеров "Мотор Сич" оказались пять китайских компаний и одно физическое лицо, гражданин КНР. В общей сложности они владели 56% акций предприятия.
Однако, как пишут РИА Новости, в 2017-м Служба безопасности Украины заблокировала сделку — после того как стало известно, что предприятие и китайские инвесторы собираются строить завод в КНР. Завели уголовное дело. Весной 2018-го суд наложил арест на 56% акций компании. А впоследствии было принято решение о национализации "Мотор Сич".
Китай заявил, что Киев нарушил международные обязательства, закрепленные в украинско-китайском межправительственном соглашении 1992 года. Из-за ареста акций они до сих пор не могут управлять приобретенным активом и влиять на менеджмент. В декабре 2020 года китайская сторона была вынуждена начать международный инвестиционный арбитраж против Киева, требуя 3,6 миллиарда долларов в качестве компенсации.