28 апреля. Владельцы автомобилей нередко задаются вопросом: допустимо ли использовать бензин АИ-92 в двигателях, рассчитанных на АИ-95, и какие последствия это может вызвать. Разберем ситуацию, учитывая особенности топлива, конструкции двигателя и системы управления.
Состав современного бензина
Современное топливо не выходит с нефтеперерабатывающих заводов с заданным октановым числом. Базовый бензин после переработки имеет октановое число около 80 единиц. Для достижения требуемых характеристик применяются специальные присадки, преимущественно спирты и эфиры. В отличие от устаревших этилированных бензинов, содержащих опасный для здоровья тетраэтилсвинец, современные добавки экологически безопаснее.
Разница между бензином АИ-92 и АИ-95 состоит в объеме присадок и составляет менее 3%. Это означает, что принципиальной разницы в базовых свойствах этих видов топлива нет. Однако важно учитывать конструктивные особенности двигателя.
Степень сжатия и требования к октановому числу
Ключевым фактором при выборе топлива является степень сжатия двигателя. Чем она выше, тем больше энергии извлекается из горючей смеси, при этом растет риск детонации — самопроизвольного воспламенения топлива.
Основные рекомендации:
Степень сжатия до 10,5 — допустимо использование АИ-92.
Степень сжатия от 10,5 до 12 — предпочтителен АИ-95.
Выше 12 — требуется АИ-98 и более высокооктановое топливо.
Атмосферные двигатели с умеренной степенью сжатия чаще всего нормально работают на АИ-92. Турбированные моторы из-за дополнительного давления воздуха требуют топлива с более высоким октановым числом — от АИ-95 и выше.
Роль топливной и системы зажигания
На старых автомобилях с карбюраторными двигателями и механическим зажиганием использование топлива с неподходящим октановым числом могло привести к серьезным повреждениям: прогоранию клапанов или головки блока цилиндров.
В современных автомобилях таких рисков практически нет. Системы управления двигателем оснащены датчиками детонации и кислорода, которые позволяют в реальном времени регулировать состав топливной смеси и угол зажигания. Это позволяет компенсировать разницу в характеристиках топлива без серьезного ущерба для двигателя.
При использовании АИ-92 вместо АИ-95 возможны:
Незначительное увеличение расхода топлива;
Снижение мощности двигателя;
Увеличение риска детонации в экстремальных условиях нагрузки.
Тем не менее, в большинстве случаев современная электроника способна адаптироваться к использованию бензина с более низким октановым числом без видимых последствий для ресурса мотора.
По материалам дзен-канала "АВТОБЛОГЕР (AVTO-BLOGGER.RU)" (12+).