29 октября. Финал одного из самых известных произведений Льва Толстого, романа "Воскресение" (12+), мог быть совершенно иным. Этот процесс творческих изменений и поисков идеального завершения показывает, насколько писатель был требователен к себе и к своим идеям. Толстой не раз переписывал финал романа, советовался с друзьями и коллегами, и только через многочисленные правки пришел к той версии, которую мы знаем сегодня.
Как создавался финал романа "Воскресение" (12+)
Воспоминания друзей Толстого о процессе создания романа дают нам уникальный взгляд на то, как мастерская литература меняется на протяжении работы автора. В августе 1895 года Лев Николаевич приглашал друзей в Ясную Поляну, где устраивал чтения черновиков будущего романа. Писатель был недоволен первоначальными версиями финала и искал поддержку и советы среди своего окружения.
Первоначальный замысел Толстого предполагал, что главная героиня Катюша Маслова выйдет замуж за Дмитрия Нехлюдова, а затем вместе с ним уедет в Англию, где она будет заниматься садоводством, а Нехлюдов посвятит свою жизнь проповеди религиозных учений. Однако эта концовка показалась слишком натянутой и неубедительной как самому Толстому, так и его друзьям. Композитор Сергей Иванович Танеев, который присутствовал на чтениях, позже писал в своих мемуарах, что друзья убеждали Толстого переделать финал и отказаться от "благополучного" завершения в Англии.
Почему Толстой изменил финал?
Толстой был не только выдающимся писателем, но и философом, чьи идеи о нравственности, религии и социальной справедливости часто пересматривались им самим. В финале романа он стремился показать глубокий внутренний путь главных героев и их духовное возрождение. Счастливое завершение, где Катюша и Нехлюдов начинают новую жизнь в Англии, не соответствовало философии Толстого о нравственном очищении через страдание и покаяние.
Толстой чувствовал, что такая концовка делает историю чересчур романтичной и отвлекает от главной темы романа — духовного воскресения через личные трудности. Его разочарование в первоначальной версии привело к значительным изменениям в судьбе героев.
Итоговый финал: Катюша и Симонсон, Нехлюдов в одиночестве
После многочисленных изменений Толстой решил кардинально изменить судьбу героев. Вместо того чтобы соединить Катюшу и Нехлюдова, он создаёт для Масловой новую линию отношений с политзаключённым Владимиром Симонсоном. Эта пара представляется более уместной, поскольку Симонсон символизирует глубокую духовную привязанность к Катюше и её стремление к новому началу.
Дмитрий Нехлюдов, в свою очередь, отправляется на путь личного прозрения в одиночестве. Этот финал гораздо больше соответствует философским взглядам Толстого, которые акцентируют внимание на идее духовного преображения через отказ от прошлых ошибок и покаяние. Нехлюдов не находит лёгкого счастья, но его путь теперь ведёт к более глубокому пониманию жизни и своего предназначения.
Творческий процесс Толстого
Лев Толстой был перфекционистом и часто переписывал свои произведения, добавляя новые слои философских размышлений и символизма. Изменение финала "Воскресения" (12+) — это яркий пример его стремления к совершенству. Писатель не боялся радикально менять сюжетные линии, если чувствовал, что они недостаточно отражают его мысли и идеи.