24 сентября. С 1 октября 2024 года в России вступает в силу долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора на автомобили. Правительство РФ утвердило решение, согласно которому сбор будет проиндексирован на 70–85%, а затем ежегодно будет повышаться на 10–20% вплоть до 2030 года. Это нововведение существенно повлияет на рынок автомобилей, как на внутреннем, так и на импортном уровне.
Утилизационный сбор обязаны платить все производители и продавцы автомобилей в России, а также импортеры, ввозящие машины из-за рубежа. Однако российские компании, которые обеспечивают высокий уровень локализации производства, получают от государства компенсации, что освобождает их от фактической уплаты этого сбора. В то же время частные лица могут воспользоваться льготами при ввозе автомобиля, но условия остаются жесткими.
Для физических лиц предусмотрена льгота, позволяющая раз в год привезти автомобиль из-за рубежа с объемом двигателя до трех литров по сниженной ставке утилизационного сбора: 3200 рублей за новую машину и 5200 рублей за авто старше пяти лет. Однако есть важное ограничение — автомобиль нельзя продавать в течение года после оформления, иначе придется заплатить полный утилизационный сбор.
Тем не менее воспользоваться льготой можно только при самостоятельной поездке за границу или с помощью перегонщиков, которые сразу оформляют автомобиль на покупателя. В случае покупки автомобиля у официального дилера льгота на утилизационный сбор не распространяется.
Основной удар от повышения утилизационного сбора придется на автопроизводителей и профессионалов, занятых в перевозке автомобилей. Для частных лиц, покупающих импортные машины, этот процесс также станет менее выгодным, особенно с учетом долгосрочного повышения сборов. В результате уже к 2030 году ввоз подержанных автомобилей может стать экономически нецелесообразным, так как размер сбора для некоторых моделей превысит стоимость самой машины.
Ожидается, что рост утильсбора повлияет и на внутренний рынок. Следом за ним могут подняться цены на автомобили, как на новые, так и на те, которые уже находятся в эксплуатации. Это в первую очередь затронет китайские марки, так как на начало 2024 года в России было представлено 57 брендов из Китая. С повышением утильсбора такие автомобили могут заметно подорожать.
В долгосрочной перспективе, по замыслу правительства, новые условия должны стимулировать иностранных производителей переносить производство в Россию. Это позволит им избежать высоких сборов, а также даст возможность создавать новые рабочие места и обеспечивать дополнительный доход в бюджет страны.