Митинг, посвящённый 165-летию Балаклавского сражения, состоялся рядом с памятником, возведённым в честь упомянутого боя периода Крымской войны между коалиционными силами англичан, французов и турок с одной стороны и русских солдат — с другой. О том, что предшествовало сражению и что было после него, рассказал руководитель московского центра греческих исследований им. В. Кондараки Игорь Мосхури, сообщает ИА SevastopolMedia.
Мероприятие открыл холостой выстрел из пушки той эпохи, затем прозвучали гимны России и Севастополя и выступили представители правительства города и Черноморского флота. Завершился митинг возложением цветов и молебном.
— Прежде, чем произошло это Балаклавское сражение, ему предшествовали события, в которых Балаклава была главной базой английской армии и флота. Прежде, чем сделать базу, её должны были захватить. 14 сентября 1854 года по старому стилю англо-французский экспедиционный корпус пошёл через эту долину, через Инкерман, чтобы захватить Балаклаву. Горстка отставных и строевых офицеров и солдат Балаклавского греческого пехотного батальона во главе с полковником Матвеем Манто и командиром роты Стефаном Стамати, уроженцем села Флотское (прежнее название Корань), оказали сопротивление союзным войскам, — сообщил Мосхури.
По его словам, англичане не ожидали, что им окажут отчаянное сопротивление. В результате боеприпасы у греков закончились, началась рукопашная схватка, все израненные они сдались в плен.
— У Стамати было пять дочерей, самой старшей было 14 лет. Опеку над ними взяла сестра Стамати, которая жила в Корани. Кто-то на неё донёс, её арестовали, и вместе со своими детьми и детьми брата Стефана отправили Балавклавский монастырь, а Стамати с другими военнопленными — в Константинополь, — добавил Мосхури.
Прежде, чем отправить командира греческой роты, подполковник британской армии Биддалф дал ему слово джентльмена, что будет смотреть за его дочерями. А после окончания войны он женился на старшей дочери. Англичанин принял православии и ему дали имя Михаил.
По словам руководителя центра греческих исследований, Крымская война была последней в истории России и Европы джентльменской войной.
СПРАВКА. Греческий батальон Балаклавы — в Российской империи часть албанского войска; воинская часть императорской русской армии, которая участвовала в русско-турецких войнах в 1768—1774, 1787 −1792 и 1806—1812 годах, а также в Крымской войне. Состоял из эмигрантов греков, поселённых в районе селения Балаклава.
В перестрелке 14 сентября был ранен только один солдат батальона. В распоряжении защитников имелось всего четыре мортиры.
Поражённые храбростью 118 греков, англичане, допрашивая командира роты капитана Стамати, спросили, на что он надеялся, пытаясь ротой удержать войсковое соединение? На что получили ответ: "Безусловно, сдачей я навлёк бы на себя и гнев моего начальства, и ваше презрение, теперь же совесть моя спокойна, я выполнил свой долг до конца".
Балаклавское сражение 13 (25) октября 1854 года — одно из полевых сражений Крымской войны 1853 — 1856 годов между союзными силами Великобритании, Франции и Турции с одной стороны, и русскими войсками — с другой.
Сражение произошло в долинах к северу от Балаклавы, ограниченных невысокими Федюхиными горами, Сапун-горой и рекой Чёрной. Это было первое и единственное сражение Крымской войны, которое принесло успех Русской армии.
Это сражение вошло в историю в связи с четырьмя его эпизодами: взятие русскими войсками четырёх передовых редутов, защищавших лагерь союзников; кавалерийским боем между русской гусарской бригадой и тяжёлой британской кавалерийской бригадой, исход которой до сих пор вызывает множество споров среди историков; обороной 93 шотландского пехотного полка, и атакой лёгкой британской кавалерийской бригады, предпринятой лордом Кардиганом после серии недоразумений, которая привела к большим потерям среди британцев.
Сражение не стало решающим. Британцы не смогли взять Севастополь с ходу, а русским войскам не удалось развить успех и продолжить наступление на позиции союзников.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА SevastopolMedia "Многонациональный город" . Цель проекта — знакомство читателей с обычаями населяющих Севастополь народами, формирование межконфессионального и межнационального согласия в регионе.