Врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев возглавил рейтинг политической устойчивости глав регионов, которым предстоят выборы в 2020 году, составляемом близким к Кремлю коммуникационным холдингом "Минченко консалтинг". Эксперты говорят о том, что, во-первых, такие показатели даны Развожаеву авансом, а во-вторых, что он выстроил грамотную пиар-стратегию и не совершил пока серьезных ошибок. Однако риски снижения рейтинга возможны, если за оставшийся год врио не сможет избежать конфликта с местными группами влияния, связанного с реализацией наиболее важных для Севастополя проектов, сообщает ИА SevastopolMedia.
— Высокие оценки (Развожаева) являются в значительной степени авансом, но при этом под ними есть основания. Прежде всего он очень неплохо начал с вопросов внутренней политики в регионе. Учёл ошибки предшественника и предпринимает шаги, которые принято называть либо популистскими, либо действительно необходимыми для внутренней политики любого региона. Это вызывает определённое доверие, – делится мнением политолог Владимир Джаралла.
Политик, выдвигавший свою кандидатуру на пост губернатора Севастополя, но не прошедший муниципальный фильтр, Вадим Колесниченко считает, что политической устойчивости врио губернатора Севастополя добился благодаря грамотной работе технологов и тому, что пока ещё не совершил ошибок. Такая ситуация, по словам Колесниченко, уникальна для города.
— Либо сам Развожаев, либо его эксперты-технологи грамотно ведут публичную пиар-компанию в части создания имиджа доброго хозяйственника. Это действительно уникальное явление после двух губернаторов в городе. Он до сегодняшнего дня ошибок ещё не сделал. Если сможет сохранить эту позитивную динамику, то, конечно, нет ни малейших сомнений, что его изберут (губернатором на выборах в 2020 году. – прим. ред.) без серьёзных проблем, – считает Колесниченко.

Рейтинг политической устойчивости Развожаева связан с грамотной работой его технологов. Фото: скрин с сайта "Минченко Консалтинг"
При этом он не исключает, что риски понижения рейтинга господина Развожаева и, в связи с этим, победа другого кандидата в губернаторы вполне реальны.
— Как он пройдёт эти риски, пока сложно сказать, так как его биография не говорит о том, что он был хорошим хозяйственником. Он нигде не продемонстрировал длительного периода работы. Все его "позитивы" связаны с тем, что он не принимал ключевых хозяйственных решений и он не создавал новых стартовых проектов. По сути, сейчас начинают стартовать те проекты, которые уже прошли горнило конфликтов и скандалов. И он остановил то, что было реально конфликтным и реально проблемным, – уточнил Колесниченко.
Впрочем, он не исключает того, что, если врио губернатора продолжит вести такую же внутреннюю политику, то ему удастся избегнуть конфликтов и реализовать крупные проекты.
— Если он сможет включить общественные структуры в так называемые обсуждения, и грамотно эти обсуждения организует и обеспечит пиар-поддержку, то сведёт на нет непопулярные вещи силами самих общественных организаций и политических партий, – подчеркнул Колесниченко.
К таким проектам политолог относит реконструкцию и благоустройство улицы Большой Морской, установку памятника, посвящённого окончанию Гражданской войны в России, строительство культурно-образовательного кластера на мысе Хрустальный и утверждение генерального плана.
— Я даже допускаю, что он может отказаться от проекта реконструкции ул. Большой Морской. Не для Севастополя это проект, – заключил он.
Интересно, что оба политолога отмечают, что к заслугам врио губернатора Севастополя можно отнести и тот факт, что пока не было ни одного конфликта с новоизбранными депутатами заксобрания, и что в целом парламент пока занят работой, а не политическими разборками.
— Тем самым подтверждается, что стратегия выборов (в законодательное собрание) на настоящий момент была удачной, стороны сделали определённые выводы и пока предпочитают находить общий язык. Всё это – большой плюс для Развожаева, – уточнил Джаралла.
Риски, которые могут привести к понижению политической устойчивости врио губернатора, эксперт связывает, в том числе, с возможным провалом в политике распределения средств ФЦП между Севастополем и Республикой Крым.
— Кому какие проекты достаются – это вопрос обсуждения. Развожаеву предстоит найти свою линию, которая позволит отстоять интересы Севастополя, – отметил Джаралла.
Однако самый важный вопрос, который необходимо решить, связан, по мнению политолога, с застройщиками.
— Они являются негласной группой наиболее сильного экономического влияния. И каким образом он выстроит с ними отношения, это будет один самых серьёзных моментов, – пояснил эксперт.
Напомним, сейчас специалистами, представителями различных общественных организаций и жителями Севастополя обсуждается проект реконструкции и благоустройства ул. Большой Морской. Документ предложен московскими проектировщиками, обсуждения проходят в режиме круглых столов. Проектировщиками, в частности, предлагается уменьшить ширину проезжей части улицы за счёт увеличения пешеходной части, где в планах разместить велодорожки. Противники такого предложения уверены, что, во-первых, будут ущемлены права автомобилистов, а во-вторых, это приведёт к ухудшению транспортной инфраструктуры в центре города, в частности, негде будет парковать личный транспорт, а также на дорогах увеличится количество заторов. По словам Развожаева, обсуждения проекта продлятся в течение октября, после чего его необходимо будет принять.
Кроме того, врио губернатора Севастополя неоднократно подчёркивал, что генплан и бюджет – самые важные законы для города, которые необходимо принять в первую очередь.
Комментируя ситуацию по закладке камня, на месте которого будет возведён монумент, посвящённый окончанию Гражданской войны в России, Развожаев сообщил, что обсуждение проекта будет предано максимальной огласке. Помимо этого, согласно его данным, памятник не является для жителей Севастополя раздражающим фактором, как об этом заявляют представители некоторых политических сил.
Выборы главы региона состоятся в сентябре 2020 года в единый день голосования.
СПРАВКА. При вычислении балла политической устойчивости учитывались следующие факторы: поддержка внутри ближнего круга (максимум 10 баллов), наличие больших проектов под управлением губернатора (5 баллов), экономическая привлекательность региона (3 балла), качество политического менеджмента (5 баллов), конфликты губернатора на федеральном уровне (-3 балла), региональные конфликты (-3 балла), вмешательство силовых структур, угроза уголовного преследования и аресты в команде губернатора (-3 балла).