Должники нашли управу на коллекторов. "Защитниками" стали судебные приставы, которые через суд могут привлечь коллекторов к административной ответственности. Прецеденты уже созданы. Так, в Свердловской области, житель добился штрафа для "вышибал" долгов, который стал больше, чем сумма взыскания.
Обратиться в службу служебных приставов жителя Свердловской области заставил телефонный "террор", который ему устроили коллекторы. Должник рассказал, что ему приходится разговаривать с взыскателями по несколько раз в день. В качестве доказательств была представлена детализация звонков и аудиозаписи разговоров.
По закону, телефонные переговоры с должником должны происходить не более одного раза в сутки, но более двух раз в неделю. При этом в месяц разрешается сделать более 8 звонков.
Последовал иск в суд от УФССП по Свердловской области и коллекторов привлекли к административной ответственности, назначив штраф в 60 тысяч рублей.
Оказывает, что подобный способ "мести" популярен у должников. В 2018 году ФССП составила 921 протокол об административном правонарушении в отношении коллекторских агентств, входящих в единый государственный реестр, сообщается на сайте ведомства.
Как отмечают в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), суды привлекают коллекторов к ответственности за частые телефонные переговоры, недостоверную информацию о применении мер судебного и уголовного преследования, за взаимодействие с третьими лицами. Оштрафовать могут и за текст письма, уведомления или СМС-сообщения, который не соответствует требованию закона.
Нарушением могут посчитать и психологическое воздействие. Действия коллекторов могут расценить как административное правонарушение, за который полагает штраф от 20 тысяч до 2 млн рублей, сообщает портал Банки.ру.
Как считает адвокат Ярослав Загоруйко, должники плохо знают свои права, чем и пользуются коллекторы. Зачастую взыскатели нарушают периодичность звонков, угрожают. За подобные действия могут серьезно наказать — штрафом от 50 тысяч до 500 тысяч рублей или приостановлением деятельности коллекторского агентства на срок до 90 суток.
Коллекторские агентства в свою очередь, ссылаются на законодательство, в котором не уточняются многие понятия. К примеру, нет разграничения между телефонными звонками и телефонными переговорами. Отсюда и нарушения по количеству звонков. Не прописаны четкие критерии психологического давления.
Как отмечают представители центрального аппарата ФССП, в 2019 году внесение поправок в профильный закон не ожидается. По меньшей мере, необходимо два года, чтобы говорить о наработанной судебной практике в этой сфере.
Жанна Оболенская