Глеб Шагун: Севастополь — пример мирного содружества разных народов

Это один самых многонациональных регионов России
В Севастополе действуют 34 национально-культурных общества — департамент общественных коммуникаций. Фото: Пресс-служба правительства Севастополя

31 октября, SevastopolMedia. В Севастополе – больше 100 национальностей и не меньше 30 национально-культурных обществ, каждый год проводится не менее 200 национальных праздников. Для того, чтобы сохранить единство и мир этого многонационального и многоконфессионального региона, большую работу проводит департамент общественных коммуникаций Севастополя. Корр. ИА SevastopolMedia пообщался к главой ведомства Глебом Шагуном и узнал, какова судьба строительства дома депортированных, чем правительство помогает социально-ориентированным некоммерческим организациям, сколько памятников на караимском кладбище удалось оцифровать.

— Глеб Евгеньевич, какие национальные и религиозные общины представлены сегодня в городе, какова их численность, в какие организации они объединены?

— Севастополь, пожалуй, один из самых многонациональных городов России, здесь живут представители более сотни национальностей. Хотя, по данным последней переписи населения, славяне составляют большинство: 77,06 % – это русские, 13,45% – украинцы.

При этом в Севастополе действуют 34 национально-культурных общества и четыре национально-культурных автономии, численный состав которых варьируется от 10 до 2-х тысяч человек. Если мы говорим о религиозной составляющей, можно сказать, что самой многочисленной группой верующих являются православные – 120 тысяч человек. В Севастополе действуют 54 православных храма, пять монастырей и скитов. Наш город — это колыбель православной веры. Херсонес Таврический по праву является символом русского мира, колыбелью русской православной цивилизации.

В Севастополе зарегистрировано и шесть мусульманских общин. Одна расположена в городской черте, речь идёт о Соборной мечети "Ак-яр Джами". Остальные пять находятся в сельской местности. Общее число активных верующих — примерно 1,3 тысяч человек.

Особое место в конфессиональной жизни города занимает местная религиозная организация ортодоксального иудаизма "Еврейская община Севастополя "Хабад". Община собирается в здании синагоги, расположенной на площади Восставших.

Число верующих "Прихода Святого Климента Римско-католической церкви в Севастополе" составляет до 500 человек.

— Не секрет, что главный момент единения национально-культурных обществ – это разнообразные, в том числе, и религиозные праздники. Какие национальные праздники уже стали традиционными для Севастополя, оказываете ли вы, в лице департамента общественных коммуникаций, поддержку в их проведении?

— В Севастополе в год проводится до 200 различных мероприятий в сфере межнациональных отношений и до 100 религиозных праздников. К самым ярким и уже традиционным можно смело отнести "Зимние праздники народов Крыма", национальный праздник болгарского народа Трифон Зарезан, мусульманский праздник Наврез-байрам, Масленица, праздник Исторического бульвара, праздник армянского народа Вардавар, чувашский национальный праздник Акатуй, Сабантуй казанских татар и башкир, праздник Орак-Тою, отмечаемый караимским обществом, праздник виноградарства и виноделия, отмечаемый гагаузским обществом, фестиваль белорусской культуры, дни эстонской культуры в Крыму, фестиваль немецкой культуры в Евпатории. Ежегодно в Севастополе проходит всероссийская просветительская акция "Большой этнографический диктант" и ряд других мероприятий.

К самым крупным религиозным праздникам можно смело отнести Рождество Христово и Пасху у православных, Ураза-байрам и Курбан-байрам у мусульман, Рош-а-Шана и Хануку у иудеев, а также Католическое Рождество у католиков. Я уже упоминал о таких традиционных для нашего города мероприятиях, как День исторического бульвара, где собираются не только любители истории, реконструкторы, но и почти все национально-культурные общества города, которые представляют севастопольцам и гостям города свои традиционные ремесла, кухню, обряды. Примечательно, что на Историческом бульваре находится, к примеру, памятник воинам греческого легиона, сражавшимся плечом к плечу с русскими солдатами против объединенной армии европейских интервентов в годы Первой обороны Севастополя. Военная история города-героя неразрывно связана с героическими страницами того боевого братства, которое возникло между воинами разных национальностей, защищавших оплот России на Черном море и в годы Великой Отечественной войны.

— В последнее время в СМИ то и дело появляются публикации, в которых говорится о строительстве Дома для депортированных. Скажите, пожалуйста, какая ситуация со строительством дома сейчас? Когда его смогут заселить долгожданные жильцы?

— Это действительно долгая история, которой более десяти лет. Строить дом начали еще при Украине в 2007 году, но работы быстро заморозили. Движение началось только после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Строительство жилья для представителей депортированных народов включено в федеральную целевую программу и ведется сейчас под личным контролем губернатора Дмитрия Овсянникова. А чтобы ход строительства был максимально открытым, на сайте правительства мы организовали веб-камеру, направленную на стройку. Сейчас за ходом работ можно наблюдать онлайн. Сейчас видно, что идет формирование металлического каркаса четвертого этажа. Это будет десятиэтажное здание на 99 квартир. Правительство города активно привлекает для общественного контроля представителей крымско-татарской общины. Всего из городского бюджета на строительство дома будет направлено более 110,5 млн рублей.

— Трагической страницей истории Крыма и Севастополя стала депортация крымских татар. Сегодня они вернулись на родную землю, и государство всячески декларирует им свою поддержку. Чем живут крымские татары Севастополя, есть ли на сегодняшний день какие-то проблемные вопросы, которые необходимо решать в первую очередь?

— Развитие мест компактного проживания крымско-татарского народа — это важная часть реализации государственной национальной политики. Впрочем, благодаря решению вопросов, поднимаемых крымско-татарской общиной, решаются проблемы не только представителей этой народности, но и всего населения региона.

Благодаря сотрудничеству с представителями общественности выработана практика выездных совещаний губернатора, руководителей и общественности тех населённых пунктов региона, которые требуют более пристального внимания властей.

В итоге, мы успешно реализуем социальный заказ: строим дороги, устанавливаем освещение, проводим газ, бурим скважины для воды, создаём детские и спортивные площадки и т.д. По сути, крымские татары сегодня живут теми же реалиями, что и всё остальное население. Ну, а самыми актуальными вопросами остаются газификация, водоснабжение, дорожная сеть. Все эти проблемы решаются в плановом порядке и включены в программу ФЦП.

— Не секрет, что во времена нацисткой оккупации Севастополя пострадали не только евреи, но и караимы и крымчаки. Оказывается ли им государственная поддержка и, если да, то на какие проекты?

— У нас есть государственная программа, одним из пунктов которой — это поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций с предусмотренным объемом финансирования в 34,8 млн рублей. В этой программе участвуют и национально-культурные общества.

Приведу один пример. Недавно в помещении торгово-промышленной палаты прошло мероприятие, посвящённое итогам реализации проекта караимского национально культурного общества по оцифровке памятников караимского кладбища Севастополя. Речь там идет не только об оцифровке, но и о создании из огромного количества фотографий 3D-моделей этих памятников, которые выложены в интернет на всеобщее обозрение. Каждый желающий может ознакомиться с результатами длительной и кропотливой работы. И всё это стало возможно благодаря правительственной субсидии на 350 тысяч рублей, которую общество караимов получило в этом году. На протяжении полугода НКО реализовывало данный проект.

Вообще же в результате проведенных в 2017 году конкурсов проектов СОНКО 43 некоммерческие организации получили субсидии на сумму 20,433 млн рублей, что более чем в два раза больше, чем в 2016 году.

Кстати, два национально-культурных общества Севастополя и одна социально-ориентированная некоммерческая организация в 2017 году получили в 1,210 млн рублей поддержки проектов, направленных как раз на гармонизацию межнациональных отношений. Это в шесть раз больше чем в 2016 году. Это проекты региональной общественной организации "Севастопольский фонд возрождения крымско-татарской культуры им. профессора С.О. Изидинова", региональная общественная организация "Севастопольский региональный центр крымскотатарской культуры", севастопольское региональное отделение "Ассамблея народов России". Кроме того три национально-культурных общества Севастополя получили субсидии уже в 2018 году на сумму 1,4 млн руб. Это проекты региональной общественной организации "Севастопольское греческое культурно-просветительское общество "Херсонес" — 450 тысяч рублей, севастопольское национально-культурное общество казанских татар и башкир – 500 тысяч рублей и региональной общественной организации "Национально – культурное общество караимов Севастополя "Фидан" — 350 тысяч рублей, русская община Севастополя – 720 тысяч рублей.

На средства субсидии реализуются абсолютно уникальные проекты для Севастополя и Российской Федерации, это "Оцифровка памятников караимского кладбища в Севастополе с расшифровкой надгробных надписей", изготовление национальных костюмов для народного крымско-татарского хореографического и вокального ансамбля "АК-ЯР", который по итогам выступлений в Казани в марте 2018 года на грантовом хореографическом конкурсе удостоился высшей награды, проект по созданию информационного портала о крымско-татарской культуре, проект по развитию и популяризации греческой истории и культуры "Херсонес" — связь времен", проект по вопросам развития Исламского бизнеса на территории города Севастополя и проведение Фестиваля национальных кухонь.

В 2019 году будет отмечаться 111-летие со дня строительства караимской кенассы, по этому поводу департаментом общественных коммуникаций запланировано проведение межрегиональной научно-практической конференции с участием караимских обществ Крыма и Севастополя.

— Глеб Евгеньевич, проводились ли в городе социологические исследования на тему межнациональных или межконфессиональных отношений? Каковы их результаты?

— В 2018 году департамент провел два социологических исследования на тему "Оценка населением состояния межнациональных отношений в городе Севастополе". Объём выборочной совокупности каждого исследования составил более 700 человек.

Так, в ходе проведенных исследований в апреле и октябре 2018 года, было определено, что севастопольцы относятся к представителям других национальностей с дружелюбием (36,6%; 36,5% соответственно) и с терпимостью (15,8%; 14,6% соответственно). К тому же во втором полугодии 2018 года практически в два раза увеличилось количество горожан, для которых не важно, какой национальности человек (41,7%).

Подавляющее большинство опрошенных считают, что в Севастополе отношения между людьми различных национальностей (75,9%; 75,7% соответственно) и вероисповеданий (78%; 75% соответственно) доброжелательные и бесконфликтные.

В дополнение, почти в три раза возрос показатель принятия представителя другой национальности в качестве коллеги по работе (10%; 27,4% соответственно) или соседа по дому (6%; 29,3% соответственно), то есть в рамках своего социального пространства. Это, возможно, свидетельствует о том, что у севастопольцев растет понимание, что они живут в многонациональном государстве.

Таким образом, мы видим устойчивую положительную динамику роста граждан положительно оценивающих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Севастополе. Ведь Севастополь — пример мирного содружества разных народов, которые объединяет любовь к родному городу и общему Отечеству — России.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia