Политика. 19 декабря 2017, 10:00
Вячеслав Горелов. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia
#ИтогиГода

Вячеслав Горелов об отсрочке создания ООПТ Ласпи: Это ноу-хау главы исполнительной власти

Депутат подвел итоги политического сезона в Севастополе и рассказал о конфликте между исполнительной и законодательной властью

19 декабря 2017, SevastopolMedia. Резкая критика межведомственной комиссии по определению границ особо охраняемой природной территории "Ласпи", которую губернатор высказал на минувшей неделе, не могла остаться незамеченной. Тем более, что члены комиссии были обвинены в непрофессионализме. Одним из тех, кто попал под пресс критики оказался депутат Вячеслав Горелов. В конце уходящего года в интервью ИА SevastopolMedia он ответил на выпады в свой адрес, рассказал про Ласпи, об итогах политического года в Севастополе, изложил своё мнение о выборах губернатора и о многом другом.

— Вы ознакомились с материалами доклада Ильи Пономарёва по ООПТ "Ласпи"?

— В понедельник (18 декабря – прим. ред.) подготовлю и направлю письмо в правительство Севастополя с просьбой предоставить выписку из протокола заседания. И на основании материалов, которые получу – а у меня уже есть документы из Севприроднадзора и видеозапись заседания правительства – буду формировать алгоритм действий. Возможны разные варианты. На данный момент важно, что будет зафиксировано в официальном документе правительства. Но я, безусловно, потребую публичных извинений.

Что касается создания ООПТ в урочище Ласпи, то нам говорят, что мы не можем этого сделать, потому что возникла неясность в отношении границ, то есть в отношении участков, расположенных за границами проектируемой ООПТ. Ну, это какое-то изобретение! Это ноу-хау главы исполнительной власти и его заместителей. В течение полугода нас уверяли в том, что созданию ООПТ мешает неурегулированность земельных отношений в границах будущей ООПТ. В этом русле было высказано пять или шесть различных версий. Теперь утверждают, что нужно разбираться с участками, которые не попали в границы. Почему обещание правительства по Ласпи не выполняется? Почему в мае было заявлено о планах создать ООПТ до конца лета, а реально до сих пор ничего этого нет? Неужели это означает, что все прежние заявления были сделаны безответственно, без понимания обоснованности границ, предложенных ООО "Аршин" в рамках госконтракта, который заключал и принимал Севприроднадзор?

Кстати, 1 декабря сенатору от Севастополя Ольге Тимофеевой было отправлено письмо за подписью заместителя губернатора Владимира Васильевича Базарова о том, что ООПТ "Ласпи" будет создана до конца 2017 года. Как я понимаю, вплоть до 1 декабря никаких проблем в отношении границ будущей ООПТ у правительства не было, а 14 декабря они вдруг появились? Судя по всему, тут нечто иное: приближается конец года, это окончание Года Экологии. И теперь потребовалось срочно выдумать новую причину, чтобы отложить придание территории статуса ООПТ еще на несколько месяцев. Заодно обвинить в чём-то тех, кто последовательно отстаивает необходимость создания ООПТ в урочище Ласпи. Строго говоря, такой поступок имеет определение, которое при дамах и в приличном обществе произносить не принято.

— На днях в пяти районах города состоялись общественные слушания по изменению дорожно-уличной сети. Какие впечатления?

— Кажется, не в пяти, а в четырёх. Но это не суть. Я не был на слушаниях. Случилась следующая история: я хотел присутствовать на слушаниях в Гагаринском округе. Более того, избирателям, которые обращались с вопросами по улично-дорожной сети, обещал, что там буду. Но накануне слушаний вдруг стало известно, что я записан в качестве выступающего. Я поинтересовался у Александра Павловича Моложавенко (директор Департамента архитектуры и градостроительства правительства Севастополя – прим. ред.), кто меня записал в качестве выступающего, если я об этом не просил? Тот созвонился с заместителем губернатора Гладковым, и Гладков ему сообщил, что это – ошибка, и что я выступать не обязан. Но мне эта ошибка не понравилась. Такие ошибки случайными не бывают. Такая "ошибка" — это неуважение к депутату.

В правительстве Севастополя работают серьёзные люди, они издают документ, на основании которого будет проводиться обсуждение важного для города проекта. И я сообщил Александру Павловичу, что, к сожалению, меня такие "ошибки" удивляют. Проект схемы уличной дорожной системы — это проект правительства, вы его будете утверждать — вперёд, с богом! Обсуждайте без нашего, депутатского, участия. Без моего участия, во всяком случае.

Если бы ко мне обратились заранее, и если бы я согласился, то смог бы приготовить выступление, посвящённое конкретным вопросам. А узнавать окольными путями, случайно, о своём предполагаемом выступлении за два-три часа до начала слушаний!? Мне кажется, это неправильно дважды. Во-первых, меня внесли в перечень выступающих, не согласовав со мной. Во-вторых, меня об этом не проинформировали.

— Под конец года, если судить по докладу правительства по Ласпи и по голосованию об изменении бюджета 2017 года, в Севастополе возобновляется конфронтация между двумя ветвями власти?

— До определённого момента противоречия между законодательной властью и правительством не выходили в публичную плоскость. Депутаты старались вести себя корректно и уважительно. И даже в тех случаях, когда возникало желание о чём-то сказать или опубликовать определённые документы, мы этого не делали. Но постепенно это, к сожалению, изменилось. Я искренне говорю "к сожалению", потому что не хотел бы, чтобы повторилась история полутора-двухлетней давности (президент Путин отправил в отставку губернатора Меняйло – прим. ред.). Мне кажется, что ситуация, которая проявилась во время изменений в бюджет города на 2017 год, и, по всей видимости, проявит себя при обсуждении бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, очень серьёзна.

Например, в проект бюджета на 2018 год внесено положение, которое уменьшает финансирование газеты "Севастопольские известия". Это происходит накануне выборов Президента. Но ведь именно в "Севастопольских известиях" публикуются все материалы городской избирательной комиссии. При этом предложено такое финансирование газеты, которое позволит в течение года выпустить ограниченное количество номеров. Мы как собираемся к этому относиться? Это первый отрицательный момент. Кроме того, заложены некоторые проблемные вопросы, которые касаются деятельности аппарата Законодательного собрания. Заложено сокращение финансирования Контрольно-счётной палаты, а это важный орган внешнего финансового контроля.

И, переходя к законопроекту об изменении в бюджет города Севастополя на 2017 год: послушайте, когда в трёх разных документах – в заключении Контрольно-счётной палаты, в заключении юридического управления аппарата Законодательного Собрания и в отзыве прокураторы города Севастополя зафиксировано одно и то же серьёзное нарушение, мы, депутаты, как должны к этому относиться?

Более того, есть рекомендация Минфина. Есть протокол совещания у Дмитрия Николаевича Козака, в котором рекомендовано субъектам Российской Федерации до 1 октября 2017 года принять меры по улучшению сбалансированности бюджета. Если мы возьмём эти документы и сопоставим с тем законопроектом, который был разработан правительством Севастополя, то возникают весьма существенные противоречия.

Ведь что, например, получилось с этими почти 52 миллионами рублей? Это сумма, которая состояла из экономии фондов оплаты труда, которая была достигнута главными распределителями бюджетных средств. Я предполагал эту сумму разбить на изъятые части и вернуть их туда, откуда они были изъяты. Правительство же предполагало эти средства направить в некий общий фонд, распоряжаться которым могли или определенные лица, или одно лицо, причём, по своему усмотрению, исходя из своего понимания критериев, лояльности и перечня получателей. И мы что, должны были закрыть глаза на ситуацию, которая противоречит закону города Севастополя и федеральному законодательству?

И я поступил честно. Когда законопроект обсуждался на бюджетной комиссии накануне пленарного заседания, я прямо сказал: "Коллеги, мы не можем оставить это без внимания. Это серьёзное нарушение. Буду вносить поправки".

Если бы мое предложение внести поправки до конца среды, 13 декабря, было принято, то я бы работал над поправками, направленными на возвращение сэкономленных средств из фондов оплаты труда тем распорядителям бюджетных средств, где эта экономия и произошла. Но уважаемые коллеги-депутаты настояли на том, чтобы поправки были внесены в рамках пленарного заседания во вторник, 12 декабря. До конца пленарного заседания я был вынужден в спешке переформулировать, упростить поправки, перенаправив всю консолидированную сумму на улучшение сбалансированности бюджета, то есть на уменьшение его дефицита. Это было не то, что я изначально планировал, но это тоже было приемлемо. Поправка не прошла.

— Ваша оценка губернаторских выборов в Севастополе.

— Я огорчён итогами выборов. Огорчён низкой явкой. Мне казалось, что это будет всенародный праздник, когда Севастополь впервые в истории выбирает губернатора. Ведь мы долго к этому шли. Севастополь был лишён этого в украинские годы. Была очень серьёзная проблема, когда севастопольцы Севастополем не управляли. Был глава администрации, которого горожане называли гауляйтер. Персонаж, назначенный из Киева. И отношение к нему было как к человеку, который управляет оккупированной территорией. Такова ментальность севастопольцев. Они очень болезненно воспринимали своё пребывание в составе чуждого им государства.

И мне казалось, что, поскольку севастопольцы имеют теперь возможность выбирать человека, которому они делегируют право управления городом, они должны были прийти в гораздо большем количестве на избирательные участки. Но если посмотреть на динамику голосования, то, по-моему, к 12 часам проголосовало не более 12-15% от общего числа избирателей. Однако до этого времени голосовал в основном Черноморский флот! А дальше пошли севастопольцы. Если мы из одних процентов, условно говоря, вычтем другие, то увидим гражданскую часть населения, которая пришла на участки. Это мало!

Не могу говорить, что не доволен выбором, потому что выбор севастопольцев – это святое. И я это оспаривать не хочу. Говорю о том, что, как мне кажется, эти выборы должны были показать гораздо большую активность. А получилось вяло! И это тревожный симптом. Показатель либо невысокого доверия к человеку, за которого люди пошли голосовать, либо невысокого уровня доверия ко всем кандидатам. С моей точки зрения, это огорчительный результат. И я об этом, кстати, Дмитрию Владимировичу на недавней стратегической сессии прямо сказал: "Это плохой индикатор".

— А была ли альтернатива Дмитрию Овсянникову среди других кандидатов на пост губернатора?

— Достойной альтернативы не было.

— Есть мнение, что Дмитрий Овсянников был призван уменьшить конфликт между законодательной и исполнительной властями в Севастополе. Это так?

— Наверно, он должен был каким-то образом консолидировать севастопольские элиты. На каком-то этапе, примерно с сентября по февраль прошлого года, мне кажется, тренд был позитивный, удавалось добиваться баланса. Но весной что-то изменилось. Противостояние нарастало и из непубличной плоскости постепенно перешло в публичную. Каким будет дальнейшее развитие, прогнозировать трудно. При этом я бы не хотел, чтобы проблемы развивались по нарастающей.

— Перечислите, пожалуйста, яркие политические события уходящего года в Севастополе, и какова ваша оценка их.

— К числу таких событий, конечно, нужно отнести конфликт вокруг проекта Генерального плана. Это информационная недоработка правительства Севастополя. Людям не объяснили, что такое Генплан и каковы его последствия. Информационный вакуум мгновенно заполнили сомнительные персонажи, преследующие свои цели.

Не исполнено поручение генеральной прокуратуры о приведении правоотношений по использованию земельного участка, выделенного МАНО "Ночные волки", в соответствие с действующим российским законодательством. 11 ноября было два года, как такое поручение направлено в Севастополь, но вместо результата – "ритуальные танцы" правительства, причём несмотря на неоднократные побуждения городской прокуратуры.

Есть и положительные моменты. Например, суд отказал в вводе в эксплуатацию парангоновских высоток, которые расположены в урочище Ласпи. Мне кажется, положительным является и то, что некоторые земельные участки, которые в украинские годы были выданы незаконно, возвращаются в собственность города. Началось активное дорожное строительство. Сносятся незаконные НТО. В городе, особенно в центре, стало чище. Появился хороший тренд по защите парков и скверов.

Считаю важным результатом уходящего года – плохим результатом – отсутствие принятого решения о создании ООПТ "Ласпи". Это очень серьёзный момент. Это, по сути, тоже некоторый индикатор. Я бы также отнёс к этим отрицательным событиям выдачу разрешения на строительство так называемого апарт-отеля на территории, прилегающей к Солдатскому пляжу.

Это и передача детского лагеря им. Комарова в федеральную собственность, которая прошла с нарушением регламента заседаний правительства: при условии, что решение принимается семью и более голосами, проголосовавших "за" было всего шесть. Кроме того, я получил выписку из протокола заседания правительства Севастополя, текст которой не соответствует аудиозаписи, которую мне передали журналисты. Направил материалы в городскую прокуратуру, ожидаю ответ.

Хотя в целом я не удовлетворён итогами уходящего года, есть и положительные моменты. Например, суд отказал в вводе в эксплуатацию парангоновских высоток, которые расположены в урочище Ласпи. Мне кажется, положительным является и то, что некоторые земельные участки, которые в украинские годы были выданы незаконно, возвращаются в собственность города. Началось активное дорожное строительство. Сносятся незаконные НТО. В городе, особенно в центре, стало чище. Появился хороший тренд по защите парков и скверов. Например, показательной является ситуация, которая случилась в отношении сквера им. 60-летия СССР. Севастопольцев и депутатские призывы услышали и отказались от строительства детского сада в ущерб зелёной зоне, нашли разумную альтернативу.

— С руководителями каких органов власти у вас лучше всего складываются рабочие отношения?

— В течение всего времени моего пребывания в статусе депутата у меня были и остаются хорошие рабочие отношения на горизонтальном уровне. То есть с директорами профильных департаментов и с начальниками управлений. В настоящее время — с Александром Моложавенко, с Рустэмом Зайнуллиным, Сергеем Самойловым и другими. Телефоны всех коллег у меня есть, они мне могут позвонить в любое время. Могу позвонить им в любое время. Но не хотел бы, чтобы мои слова стали фактором, который осложнит их отношения с их непосредственным руководством. Такое, увы, возможно.

— На президентских выборах вы за кого будете голосовать?

— Однозначно за Владимира Владимировича! Это даже не обсуждается. Потому что я гражданин России, у меня никогда не было украинского паспорта, и я всегда в украинские годы принимал участие только в российских выборах. У меня был советский паспорт, потом российское гражданство, и я здесь каждый год регистрировался. Прописан был на Кубани, в родительском доме. Для меня вопрос гражданства всегда был принципиальным. На выборах приходил в Матросский клуб, где был избирательный участок, и там с российским паспортом можно было проголосовать. Буду голосовать за Путина!

Вячеслав Горелов

Вячеслав Горелов. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Вы подписаны на телеграм-каналы?

— Меня подписали (смеётся). Ко мне не так давно пришло какое-то сообщение. Называется "Крымский канал" или что-то вроде того… Время от времени сообщения от них получаю. Отношусь к ним сдержанно. Не уверен, что этот канал не ангажирован.

— Вы редко бываете в белой рубашке, и невозможно увидеть, чтобы у вас была застёгнута верхняя пуговица…

— (Смеётся).Это правда. Я человек от науки и техники. В течение десяти лет занимался наукой. Жил и работал среди людей, для которых внешний вид – это совершенно вторичная сторона. Для них главное – голова и мысли, которые в этой голове теснятся. Или не теснятся. Потом более двадцати лет занимался техникой. Там та же самая история. Поэтому для меня внешний вид, конечно, важен, но он вторичен, а то и третичен. Например, когда мы в марте 2014 года были в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца (в этом зале был подписан договор о воссоединении Севастополя и Крыма с Россией. – прим. ред.), я был в обычном свитере. И никто мне ни слова упрёка по этому поводу не сказал. Но, конечно, понимаю, что ныне я человек официальный, и какие-то приличия должен соблюдать. Соблюдаю, ей богу! Вот хожу, например, в обычные дни на работу в джинсах, а на пленарные заседания прихожу в брюках. А рубашка там или пуговица... Да, стараюсь застёгивать пуговицу, когда не забываю. Иногда пресс-службу прошу, чтобы напоминала об этом перед интервью, но и они, и журналисты уже смирились. Вы понимаете (смеётся), мне хочется жить свободным человеком. Не утруждая себя костюмами, рубашками, какими-либо условностями. Застёгнутая верхняя пуговица на рубашке стесняет мою свободу.

— То есть вы поддерживаете тенденцию Алексея Чалого?

— Алексей Михайлович руководил компанией, в которой я работал начальником разных конструкторских бюро. Для нас, сотрудников этой компании, стиль одежды не имел никакого значения. Кстати, выборы в Заксобрание в 2014 году состоялись 14 сентября, мне в этот день исполнилось ровно 55 лет. Совершенно не понимаю, почему в возрасте 55 лет и одного дня я вдруг должен каким-то особым образом поменять свой внешний облик.

— А не знаете, где сейчас находится Алексей Чалый?

— Не знаю.

— А почему он не появляется на заседаниях?

— Возможно, для этого есть личные причины.

— По закону считается нормальным, если депутат так долго не присутствует на заседаниях Законодательного собрания?

— Не знаю, в этой части регламент не изучал.

Как планируете праздновать Новый год?

— Новогоднюю ночь проведу в Севастополе. А вот первого числа традиционно уезжаю за город. Причём я очень люблю именно утро 1 января, уезжаю рано, когда все ещё спят. Мне очень нравится пустынный город, пустынные дороги, никого нет. Ощущение чего-то рождающегося и нового. Я не помню уже в каком году сделал даже такую вещь: рано утром 1 января поехал фотографировать Бахчисарай. Мне очень хотелось снять Бахчисарай, на улицах которого никого нет. Просто Бахчисарай. Без людей. Вот это мне тогда удалось сделать. В этот раз планирую, что утром 1 января, как обычно, пойду купаться на море, а потом поеду куда-нибудь в лес. На весь день. Если поеду далеко, то с ночёвкой. Возможно, в сторону Нового Света или в сторону Судака, там и заночую.

СПРАВКА: Вячеслав Горелов, родился в 1959 году в г. Армавире Краснодарского края. Образование: Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ульянова (Ленина) и Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета. Кандидат физико-математических наук. Депутат первого созыва Законодательного Собрания Севастополя. Избран по одномандатному избирательному округу № 4. Председатель постоянного комитета Законодательного Собрания города Севастополя по градостроительству и земельным вопросам.

Член регионального штаба Общероссийского народного фронта "За Россию". Один из организаторов "Митинга народной воли" 23 февраля 2014 года. Член Координационного Совета по организации городского управления по обеспечению жизнедеятельности Севастополя в феврале и марте 2014 года.

Женат. Трое детей, трое внуков и внучка.

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia