Вы замечали, какая красота находится у вас над головой, когда заходите в храм? Часто взгляд обращен лишь на иконы и не всегда удается полюбоваться красотой сводов. А ведь технология росписи храмов, составы красок и способы их приготовления, а также наложения на стены и своды разрабатывалось и собиралось веками. ИА SevastopolМedia предлагает рассмотреть расписные своды севастопольских храмов и соборов: Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (верхний и нижний храмы), Владимирский собор в Херсонесе, Церковь св. Архистратига Михаила (Михайловский собор) и Покровский собор в Севастополе — православный храм Севастопольского благочиния Симферопольской епархии православной церкви.
В каждом храме свое освещение, которое меняется в процессе движения солнца, и на своде видны все новые и новые детали. Особое значение имеют люстры. Они с одной стороны гармонично вписываются в архитектуру и роспись храма, с другой — являются самостоятельным декоративным элементом.
В храмах и соборах чувствуется особая аура и энергетика. Здесь она витает повсюду, ею пропитаны стены и своды...
СПРАВКА: Секреты росписи передавались из поколения в поколение устным способом и лишь с XVI века некоторые сведения стали доверять бумаге. Согласно информации на портале projects.uniyar.ac.ru, часть из них была раскрыта реставраторами — химиками, технологами, живописцами, а часть еще представляет собой по сей день не раскрытый тайный ларец, который содержит ценную для современников информацию.
Благодаря отработанной веками технике – древнерусские фрески во многих храмах дожили до наших времен. Безусловно, в храмах на окраине мы можем увидеть где-то потрескавшиеся стены, на которых отложился отпечаток времени, полусохранившиеся росписи, где часть сюжета отсутствует также в связи с неумолимостью возраста. В городских же соборах и храмах по мере возможности и необходимости проводят реставрации.
Прежде чем приступить к росписи вновь отстроенного храма, ему давали выстоять. Процесс усадки стен мог занимать 2-3 года, а мог и несколько десятилетий. На этот период стены покрывались временной штукатуркой. Затем приступали непосредственно к росписи. Этот процесс начинался с подготовки грунта под названием левкас, служившего основой для живописи. В Древней Руси это был известковый раствор, т.е. та же штукатурка, но очень высокого качества. Готовить его начинали за полтора-два года до основных работ, относились к этому серьезно, т.к. именно от качества левкаса во многом зависела прочность живописи. Самой качественной известью была ростовская. Для получения наилучшего левкаса требовалась долгая многократная промывка старой долголежалой гашеной извести. Ее засыпали в большие деревянные емкости — творила и заливали водой, периодически перелопачивая. Воду меняли каждые 5-6 часов круглые сутки в течение всего лета. Осенью эту известь складывали в огромные кучи, закрывали мешковиной и оставляли вымораживаться. Весной процесс промывки -"творения"— продолжался тем же образом в течение 6-7 недель.
К краскам, применявшимся в стенных росписях, предъявлялись особые требования: они должны быть устойчивыми по отношению к щелочной реакции левкаса, атмосферным влияниям и солнечному свету. Количество таких пигментов ограничено — немногим больше 20, в основном это пигменты земляные или минерального происхождения (красители растительного происхождения практически во фресках не использовались). Это различные охры (оттенки от светло-коричневого до темно-коричневого), белила известковые или свинцовые, желть веницейская и обыкновенная, киноварь (ярко-красная), черлень (красно-вишневая земляная краска), сурик (красно-оранжевая), различные синие и голубые пигменты, которые в древнерусских источниках все называется словом "голубец" (азурит, лазурит, синь горная, ляпис-лазурь, крутик), зеленые цвета (малахитовая зелень, празелень, зеленая земля), угольные черные. Несмотря на небольшое количество пигментов, художники путем смешивания или наложения различных красок друг на друга получали богатую цветовую гамму.
Необходимо сказать, что кроме отдельных пигментов, для выполнения росписей существовало два сложных состава — рефть и санкирь. Рефть — это краска черного или темно-серого тона, ее обычно использовали в качестве подготовительного слоя под голубые и синие пигменты. Готовили ее из толченого елового угля и известкового молока, применяли для усиления синего оттенка. Санкирь — такой же "подкладочный" материал под личное. Это смесь различных теплых оттенков — красных, желтых, зеленых. Большое внимание художники обращали на тонкость измельчения красочных пигментов, по опыту зная, что это влияет не только на возможность получения ровно окрашенной поверхности, но влияет и на прочность красочного слоя. Краски просеивались и растирались на специальном камне каменным конусом — курантом. Чем дольше пигмент растирали, тем более пригодным для работы он становился. Краски при этом использовались как местные так и привозные. Особенное распространение в XVII веке получило золочение стенописей листовым сусальным золотом по олифе. Делать это можно было только после полного высыхания красочного слоя и левкаса. Процесс происходил так: "Ножницами разрежь листовое золото вместе с бумагою его на столько кусков, сколько нужно, и подняв его вместе с нею, осторожно наложи на свое место и пальцами тщательно прижми бумагу, дабы золото пристало тут ровно, потом сними ее и отполируй позолоту заячьей лапкой".