До 9 Мая
Дня Великой Победы

осталось 18 дней

Вот такие 3 книги читали многие мужчины в начале 2000-х - уходили от жен в туалет
02:50
Доцент и Коля - насколько хорошо помните фильмы с Леоновым
19 апреля, 22:00
Ваш ум - чистый эксклюзив, если смогли ответить на 8/8 - ТЕСТ по истории
19 апреля, 19:30
Несколько новых предметов теперь обязательно должны быть в аптечке у водителя
19 апреля, 19:01
Как приготовить вкусную и сочную ПП-шаурму - дома за 10 минут
19 апреля, 17:30
Рыбный цех сгорел сегодня утром в городе на Юге России
19 апреля, 17:05
Роковая блондинка Самбурская сыграет в экшен-комедии с Кологривым: новые кадры
19 апреля, 16:30
Автобус №199-24 "Советский — Судак" возобновил работу в Крыму
19 апреля, 16:04
Позорнейший ляп Гайдая: он огорчает киноманов уже 40 лет - видно только на паузе
19 апреля, 16:00
Молодую мать будут судить за гибель 9-месячного сына
19 апреля, 15:01
Лишь 1 из 100 умников вспоминает значение этих 12 устаревших слов с 1 попытки
19 апреля, 14:09
Глициния зацвела в Ялте раньше обычного
19 апреля, 14:03
В этом году в Крыму не будет военного парада на 9 Мая — Сергей Аксёнов
19 апреля, 13:01
Для владельцев земельных участков с домом и дачей вносят новые жесткие нормы в апреле
19 апреля, 12:55
Легчайшие локоны на весну-лето по методу Джиджи Хадид - секреты фиксации
19 апреля, 12:30
Глава Крыма подписал два указа, которые уточняют условия трудовой деятельности иностранцев 15 апреля, 15:03
Совладельцы ГК DNS стали долларовыми миллиардерами и попали в мировой список Forbes 14 апреля, 13:15
"Очень полезный, содержательный доклад": участие главы ВАРПЭ Германа Зверева в заседании Совфеда 27 марта, 04:55
Глава Крыма встретился с делегацией Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) 22 марта, 16:01
Парам парам пам: 7 крылатых фраз из "Ералаша", которые остались в памяти навсегда 22 марта, 09:30
Сергей Аксёнов поздравил жителей республики с Днем воссоединения Крыма с Россией 18 марта, 10:01
Герман Зверев: Пересоздание рыбной отрасли происходит под контролем президента 14 марта, 04:30
Производственный контроль с 1 сентября введут на рыболовных участках от Крыма до Приморья 4 марта, 03:25
Благо народа – истина последней инстанции 2 марта, 14:40
Благо народа – истина последней инстанции 2 марта, 14:40
Ключевые точки роста - анализ послания президента 2 марта, 14:40
Глава Крыма принял участие в совещании под руководством Владимира Путина 21 февраля, 13:01
Михаил Развожаев доложил Владимиру Путину об итогах развития Севастополя 19 февраля, 14:49
Последний звонок и выпускной: названы точные даты проведения в 2024 году 19 февраля, 11:54
Новая информация по индексации выплат в 2024 году — касается работающих пенсионеров 16 февраля, 11:30

Сводами севастопольских храмов можно любоваться вечно

SevastopolМedia предлагает на мгновение остановится и затаить дыхание
23 июля 2017, 16:00 Общество
Покровский собор в Севастополе — православный храм Севастопольского благочиния Симферопольской епархии православной церкви. Анна Садовникова ИА SevastopolMedia
Покровский собор в Севастополе — православный храм Севастопольского благочиния Симферопольской епархии православной церкви.
Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Вы замечали, какая красота находится у вас над головой, когда заходите в храм? Часто взгляд обращен лишь на иконы и не всегда удается полюбоваться красотой сводов. А ведь технология росписи храмов, составы красок и способы их приготовления, а также наложения на стены и своды разрабатывалось и собиралось веками. ИА SevastopolМedia предлагает рассмотреть расписные своды севастопольских храмов и соборов: Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (верхний и нижний храмы), Владимирский собор в Херсонесе, Церковь св. Архистратига Михаила (Михайловский собор) и Покровский собор в Севастополе — православный храм Севастопольского благочиния Симферопольской епархии православной церкви.

1 / 6

В каждом храме свое освещение, которое меняется в процессе движения солнца, и на своде видны все новые и новые детали. Особое значение имеют люстры. Они с одной стороны гармонично вписываются в архитектуру и роспись храма, с другой — являются самостоятельным декоративным элементом.

1 / 5

В храмах и соборах чувствуется особая аура и энергетика. Здесь она витает повсюду, ею пропитаны стены и своды...

1 / 8

СПРАВКА: Секреты росписи передавались из поколения в поколение устным способом и лишь с XVI века некоторые сведения стали доверять бумаге. Согласно информации на портале projects.uniyar.ac.ru, часть из них была раскрыта реставраторами — химиками, технологами, живописцами, а часть еще представляет собой по сей день не раскрытый тайный ларец, который содержит ценную для современников информацию.

Благодаря отработанной веками технике – древнерусские фрески во многих храмах дожили до наших времен. Безусловно, в храмах на окраине мы можем увидеть где-то потрескавшиеся стены, на которых отложился отпечаток времени, полусохранившиеся росписи, где часть сюжета отсутствует также в связи с неумолимостью возраста. В городских же соборах и храмах по мере возможности и необходимости проводят реставрации.

Прежде чем приступить к росписи вновь отстроенного храма, ему давали выстоять. Процесс усадки стен мог занимать 2-3 года, а мог и несколько десятилетий. На этот период стены покрывались временной штукатуркой. Затем приступали непосредственно к росписи. Этот процесс начинался с подготовки грунта под названием левкас, служившего основой для живописи. В Древней Руси это был известковый раствор, т.е. та же штукатурка, но очень высокого качества. Готовить его начинали за полтора-два года до основных работ, относились к этому серьезно, т.к. именно от качества левкаса во многом зависела прочность живописи. Самой качественной известью была ростовская. Для получения наилучшего левкаса требовалась долгая многократная промывка старой долголежалой гашеной извести. Ее засыпали в большие деревянные емкости — творила и заливали водой, периодически перелопачивая. Воду меняли каждые 5-6 часов круглые сутки в течение всего лета. Осенью эту известь складывали в огромные кучи, закрывали мешковиной и оставляли вымораживаться. Весной процесс промывки -"творения"— продолжался тем же образом в течение 6-7 недель.

К краскам, применявшимся в стенных росписях, предъявлялись особые требования: они должны быть устойчивыми по отношению к щелочной реакции левкаса, атмосферным влияниям и солнечному свету. Количество таких пигментов ограничено — немногим больше 20, в основном это пигменты земляные или минерального происхождения (красители растительного происхождения практически во фресках не использовались). Это различные охры (оттенки от светло-коричневого до темно-коричневого), белила известковые или свинцовые, желть веницейская и обыкновенная, киноварь (ярко-красная), черлень (красно-вишневая земляная краска), сурик (красно-оранжевая), различные синие и голубые пигменты, которые в древнерусских источниках все называется словом "голубец" (азурит, лазурит, синь горная, ляпис-лазурь, крутик), зеленые цвета (малахитовая зелень, празелень, зеленая земля), угольные черные. Несмотря на небольшое количество пигментов, художники путем смешивания или наложения различных красок друг на друга получали богатую цветовую гамму.

Необходимо сказать, что кроме отдельных пигментов, для выполнения росписей существовало два сложных состава — рефть и санкирь. Рефть — это краска черного или темно-серого тона, ее обычно использовали в качестве подготовительного слоя под голубые и синие пигменты. Готовили ее из толченого елового угля и известкового молока, применяли для усиления синего оттенка. Санкирь — такой же "подкладочный" материал под личное. Это смесь различных теплых оттенков — красных, желтых, зеленых. Большое внимание художники обращали на тонкость измельчения красочных пигментов, по опыту зная, что это влияет не только на возможность получения ровно окрашенной поверхности, но влияет и на прочность красочного слоя. Краски просеивались и растирались на специальном камне каменным конусом — курантом. Чем дольше пигмент растирали, тем более пригодным для работы он становился. Краски при этом использовались как местные так и привозные. Особенное распространение в XVII веке получило золочение стенописей листовым сусальным золотом по олифе. Делать это можно было только после полного высыхания красочного слоя и левкаса. Процесс происходил так: "Ножницами разрежь листовое золото вместе с бумагою его на столько кусков, сколько нужно, и подняв его вместе с нею, осторожно наложи на свое место и пальцами тщательно прижми бумагу, дабы золото пристало тут ровно, потом сними ее и отполируй позолоту заячьей лапкой".

1500814843