О трендах на первичном и вторичном рынке автомобилей и об инновациях, которые позволяют повышать эффективность бизнеса, в интервью Forbes (18+) рассказал директор направления "Автомобили с пробегом" платформы "Авито Авто" Андрей Ковалёв.

Директор направления «Автомобили с пробегом» платформы «Авито Авто» Андрей Ковалёв. Фото: Пресс-служба Авито
Так, по данным платформы, рынок автомобилей с пробегом в 2025 году вырос на 2% по сравнению с прошлым годом. При этом количество продаж у крупных продавцов, то есть дилеров, снизилось на 13% по сравнению с прошлым годом, а у частных лиц выросло на 14%.
Также спикер рассказал о разнице в трендах на рынках новых и подержанных автомобилей.
"Я вижу несколько отличий между первичным и вторичным рынками. Во-первых, в марочной структуре. На рынке новых автомобилей в 2025 году китайские бренды занимают около 50%, а на вторичном — около 5%, — подчеркнул Ковалёв. — Еще одно отличие между рынками — это доля кредитов. В сегменте новых машин она составила около 57%, что на 10 процентных пунктов выше значений 2024 года. На вторичном рынке этот показатель значительно ниже — около 8%. Третье отличие — субсидированные программы от производителей, которые значимо снижают фактическую кредитную ставку для покупателей новых авто. Так, средняя ставка на новый автомобиль в 2025 году составила 11,6%, в то время как на рынке автомобилей с пробегом она в среднем достигает 22,9%".
Cредний чек на новые автомобили зафиксировался на отметке 3,4 млн рублей, и он не менялся год к году. На рынке АСП (автомобилей с пробегом — прим. ред.) он составил 1,5 млн рублей, что на 7,5% ниже, чем в прошлом году. По данным платформы, уже 85% пользователей начинают поиск авто онлайн.
При выборе автомобиля с пробегом покупатели хотят, во-первых, видеть онлайн-историю автомобиля в "Автотеке". Во-вторых, они хотят фиксированную цену, чтобы в салоне дилера она не отличалась от указанной онлайн, используя "Селект". Еще одной из тенденций в потребительском поведении становится переход в онлайн. Как показывают исследования платформы, покупатели все чаще общаются с продавцами в чатах. Если в начале 2024 года доля контактов через чаты у дилеров была 50%, то в ноябре 2025 года — уже 68%, подчеркнул собеседник.
Также Андрей Ковалёв рассказал об опыте внедрения ИИ, алгоритмы обучены на десятках миллионов данных об автомобилях. Сейчас достаточно добавить фотографию машины с госномером: одна модель ИИ считывает его и переводит из картинки в текст, другая — вбивает номер в базу, соединяет с VIN-номером и подтягивает все данные об авто в карточку объявления.
В ноябре текущего года компания провела конференцию “Авто Саммит” (18+), которую посетило более 1 тысячи человек онлайн и офлайн. Среди участников мероприятия — производители, дилеры, в том числе международные, страховые компании, банки и регуляторы, которые собрались, чтобы обсудить не только самые острые вызовы и тенденции этого года, но и найти возможные эффективные пути для развития бизнеса.

