В рамках борьбы с мошенничеством банки всё чаще блокируют счета россиян: в зоне риска все, чьи финансовые операции хоть немного выходят за рамки привычного шаблона. Эксперты подсказали, как грамотно вернуть свои деньги.
В последнее время банки стали значительно активнее блокировать счета и карты россиян в рамках борьбы с мошенничеством. С января по сентябрь в Банк России поступило более 170 тысяч жалоб на такие случаи. Банковский робот часто ошибается: принимает обычные переводы за мошеннические и блокирует счета, карты, электронные кошельки, отметили эксперты.
По их словам, рост числа блокировок объясняется ужесточением регулирования. Стремясь избежать штрафов со стороны регуляторов, банки предпочитают перестраховываться.
"Проще заблокировать подозрительную операцию, чем потом отвечать перед ЦБ или Росфинмониторингом за пропущенное нарушение" — пояснил адвокат Михаил Герголенко.
В группе риска находятся предприниматели, у которых наблюдается активное движение средств по счетам. А также люди с нерегулярными или нестандартными поступлениями денег и те, кто работает в сферах, которые банки считают рискованными. Например, связанных с криптовалютой, онлайн-торговлей, консалтинговыми услугами. Если клиент, редко пользующийся своими счетами, внезапно совершит крупный денежный перевод, это тоже вызовет опасения.
Что делать, если счет заблокирован
Если карту или счет все же заблокировали, необходимо сразу же обратиться в банк — позвонить на горячую линию или прийти в отделение. Как правило, банк просит предоставить доказательства законности проведенных операций и подтверждение источников дохода. Придется предоставить чеки, счета или, к примеру, сведения о тех, с кем рассчитывались.
Бывает, что банк не спешит идти на контакт или отказывается помогать, а иногда ещё и навязывает платные услуги, чтобы якобы ускорить проверку. Ещё одна проблема — включение в реестр Центробанка о клиентах, замеченных в подозрительных операциях.
В такой ситуации клиент имеет полное право подать жалобу в ЦБ. Для этого к жалобе необходимо приложить официальный письменный ответ из банка, где объясняется их позиция. Заявление обязаны рассмотреть в течение 30 дней, приводит слова экспертов RTVI.