SevastopolMedia, 6 ноября. Пройденный инженерно-саперными подразделениями боевой путь в зоне СВО и полученный опыт сегодня активно применяется при обучении военнослужащих в ходе теоретических занятий, на учебных полигонах, а затем и на практике. Среди тех, кто на основе личного боевого опыта создал и внедрил комплексную систему подготовки саперов, старший инструктор одного из диверсионно-разведывательных подразделений с позывным "Пепел". Материал подготовлен корр. газеты "Флаг Родины" (12+).
Моего собеседника по праву можно назвать героем. "Пепел" за почти три года спецоперации прошел путь от простого сапера до старшего инструктора учебного центра, выполнял задачи под Артемовском и Кременной, а позже на Запорожском направлении. Тогда же он получил тяжелое ранение, после которого снова вернулся в строй. Его судьба — яркий пример того, что, имея огромное желание, человек способен преодолеть любые трудности и продолжать с честью выполнять свой воинский долг. Свой боевой путь "Пепел" начал в 2022 году, после объявления частичной мобилизации.
— После того, как объявили частичную мобилизацию, я пришел в военкомат по месту жительства и изъявил желание встать на защиту Родины, — начинает свой рассказ "Пепел". — Буквально за несколько недель мы с другими парнями прошли базовый курс подготовки и убыли в Запорожскую область в расположение Ивановского гвардейского парашютно-десантного полка для прохождения курса интенсивной подготовки.
— Мы начали изучать инженерно-саперное дело и постигать азы работы с оружием. За несколько недель ивановские десантники обучили нас многим аспектам инженерной подготовки и дали самые необходимые для выживания на передовой знания, — продолжает мой собеседник.
После завершения курса обучения пришло время приступать к боевой работе, но уже в других подразделениях. Несколько человек его группы были направлены в гвардейский воздушно-десантный полк, а он с оставшимися товарищами — в инженерное подразделение гвардейской воздушно-десантной дивизии для прохождения дальнейшей подготовки. Перед отправлением в течение нескольких недель шла достаточно интенсивная подготовка.
— Первым направлением для нас стало сватовско-кременное[u1] , — рассказывает "Пепел". — Тогда под Кременной шли напряженные бои, и была острая необходимость в работе саперов. Прибыв на место, мы активно включились в боевую работу и начали выполнять поставленные задачи. Больше всего мне запомнился первый боевой выход. Перед моим взводом поставили задачу провести инженерную разведку одной из дорог в Серебрянском лесничестве, по которой ночью должен был заходить артиллерийский полк. Пришлось работать под минометным обстрелом и пристальным надзором вражеских "птичек". После того, как маршрут был проверен, я по нему уже заводил подразделение на позиции. В первые недели моей службы задачи в основном были такие. Приходилось расчищать дорогу как от наших мин, так и от неразорвавшихся вражеских снарядов. Работы хватало, и даже отдохнуть было некогда. В тот период еще не шла речь о дистанционном разминировании. Постепенно мы начали набираться боевого опыта и научились не только "разбирать", но и устанавливать минные заграждения. Спустя некоторое время на базе нашего инженерного подразделения был создан экспериментальный инженерно-штурмовой взвод.
По словам моего собеседника, на военнослужащих этого подразделения возлагались задачи по взлому обороны противника, инженерная разведка и разминирование путей выдвижения наших войск.
Поясним: инженерно-саперная группа выдвигалась в голове наступающего подразделения, проводила разведку и разминирование рубежей, на которые должно было выйти подразделение. А после того, как рубеж был проверен и разминирован, военнослужащие инженерно-штурмового подразделения начинали выстраивать линию обороны и устанавливать минные заграждения для защиты от "накатов" противника. В условиях, когда еще не было достаточного количества беспилотников, тактика инженерно-штурмовых подразделений не раз доказывала свою эффективность и активно применялась в зоне ответственности гвардейской воздушно-десантной дивизии.
— Одной из первых боевых задач инженерно-штурмового взвода нашей дивизии стало масштабное наступление на вражеские позиции в Серебрянском лесничестве, — продолжает свой рассказ "Пепел". — Шаг за шагом мы продвигались вглубь леса и отодвигали противника на 200–400 метров. Тогда мы работали в интересах штурмовых подразделений костромских десантников и поддерживали достаточно высокий темп наступления.
За несколько месяцев его подразделению удалось продвинуться более чем на пять километров вглубь обороны противника и выйти к бетонным укреплениям на окраине леса. Около месяца военнослужащие инженерно-штурмового взвода штурмовали этот укрепрайон, но в мае 2023 года их перебросили под Артемовск. Там картина боя была уже совершенно иная, и постепенно тактика применения инженерно-штурмовых подразделений уступила место более современным и безопасным решениям.
Тогда противник начал массово использовать ударные беспилотники различных типов, и характер боевых действий резко изменился. Сыграли свою роль в отказе от привычной тактики применения инженерно-штурмовых взводов и большие открытые пространства длиной в несколько километров. Отправлять в авангарде подразделения саперов в таких условиях означало практически гарантированную потерю группы.
В новых реалиях саперы вновь стали именно саперами и адаптировали тактику своих действий под новые реалии боевой обстановки. На смену "ручному труду" пришло дистанционное минирование вражеских позиций при помощи больших беспилотников и других инженерных средств, а диапазон применяемых боеприпасов сильно расширился. На сегодняшний день подобной тактики придерживаются как наши подразделения, так и подразделения противника. Тогда же, в 2023 году, при выполнении задач "Пепел" получил несколько ранений различной степени тяжести.
— Первое свое ранение я получил весной под Кременной, — вспоминает военнослужащий. — Работать в "серой зоне" приходилось под постоянным огнем противника. Чаще всего по нам били минометами и ствольной артиллерией. Выполняя одну из задач, мы с парнями попали в объектив вражеской "птички", и спустя пару минут начались прилеты. Слава богу, обошлось без потерь, и задачу мы выполнили, но меня осколками намного посекло. Ранение было легким, и, быстро восстановившись, я вернулся в строй, продолжив выполнять боевые задачи.
Второе ранение было куда серьезнее. По нашему блиндажу отработал вражеский танк, а мы в тот момент находились на улице, наверное, это и спасло. Тогда я получил тяжелое осколочное ранение в ногу — осколок буквально разрезал часть ноги от колена до паха. Тогда я уже действовал на рефлексах и быстро наложил себе жгут, что и спасло ногу. Примерно через месяц после ранения я вернулся из госпиталя и вновь приступил к боевой работе — не смог оставить парней в столь сложной обстановке.
Третье ранение для "Пепла" стало самым тяжелым. Тогда они с командиром роты шли минировать подступы к нашим позициям. Выйдя на поле примерно в 100 метрах от вражеских окопов, они начали осторожно прокладывать себе путь. Миноискатель предательски молчал, однако "Пепла" смутили проводки, виднеющиеся сквозь траву. Подозрения оказались ненапрасными. Командир, пройдя несколько метров вперед, наступил на "гирлянду" и подорвался на мине. Мой собеседник быстро оценил обстановку и, остановив движение группы, бросился на помощь командиру.
— Пришлось действовать аккуратно и двигаться строго по следам командира, — вспоминает ту историю "Пепел". — Подойдя к нему, я оказал первую помощь, пережгутовал ногу, вколол обезболивающее и подготовил его к эвакуации. До вражеских позиций было около 80 метров, и двигаться в полный рост было небезопасно. Возвращаясь обратно к группе, я не заметил еще один инициатор взрывного устройства и наступил на него левой ногой. В ту же секунду прозвучал взрыв, и ногу "отстегнуло". Вот и получилось, что мы вдвоем с командиром с тяжелыми ранениями остались лежать посреди минного поля. Я дал команду группе "откатиться" и организовать эвакуацию. Пока мы лежали на "открытке", нас прикрывали несколько снайперов. Над нами висели вражеские "птички" и активно работали минометные расчеты. Бог миловал, эвакуация прошла успешно, и нас вовремя передали медикам.
Сама же эвакуация больше напоминала сюжет из голливудского боевика. Группе "Пепла" пришлось применить очень нестандартный подход, чтобы вытащить из-под огня раненых товарищей. Вспомнив, что недалеко от тропы есть строящиеся укрепления смежных подразделений, "Пепел" отправил туда несколько человек из группы и сказал принести доски. Равномерное давление досок на грунт не позволило сработать оставшимся нажимным взрывателям. Сначала парни вытащили в безопасное место моего собеседника, а после отправились за командиром. Благодаря слаженной работе и грамотным решениям "Пепла" группа спасла жизни своим товарищам, а позже успешно выполнила поставленную задачу.
После эвакуации в госпиталь "Пепла" ожидали четыре долгих месяца реабилитации. Он буквально учился заново ходить. После восстановления он вновь вернулся в строй и, несмотря на протез, продолжил выполнять боевые задачи на артемовском направлении. За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, "Пепел" был награжден медалью Жукова, двумя медалями "За разминирование" и другими ведомственными наградами.
Имея богатейший боевой опыт, "Пепел" продолжил службу в отдельном инженерно-саперном батальоне имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Михайловича Карбышева в должности начальника учебного центра.
— Мой путь как инструктора начался крайне интересно, — говорит "Пепел". — После ранения я прибыл в батальон имени Карбышева и буквально через пару дней меня вызвали в учебный класс. В тот день прибыл начальник инженерной службы нашего корпуса, побеседовал с парнями и, посмотрев на меня, сказал: "Ты будешь старшим инструктором. Я уже все про тебя узнал, на предыдущем месте службы хорошо отозвались о твоей работе. Такие люди нам нужны".
Так "Пепел" начал передавать свой опыт другим саперам. За короткое время им был усовершенствован существующий десятидневный курс интенсивной боевой подготовки, в который вошли работа с БПЛА, тактическая медицина, основы штурмовых действий и многое другое.
— Основной задачей было максимально подготовить парней к действиям на передовой и обучить их всему тому, что поможет им спасти жизнь и выполнить боевую задачу, — продолжает старший инструктор. — За почти шесть месяцев службы наш курс прошли сотни ребят, и ко мне стали присылать самых мотивированных бойцов, по два-три человека от каждого подразделения. Группы доходили до 40 человек, и мы втроем, три инструктора, проводили с ними полный цикл подготовки. Но вскоре я почувствовал, что мне этого мало. Батальон — это чисто саперное направление, а мне как специалисту хотелось развития. В это время мне как раз поступило предложение поработать в одном из разведывательно-диверсионных подразделений, где были и штурмовики, и разведчики, и снайпера, и саперы. Направление было перспективным, и я с радостью принял предложение.
Сейчас "Пепел" — старший инструктор в учебном центре разведывательно-диверсионного подразделения. Все его наработки и колоссальный боевой опыт помогли организовать качественную подготовку внутри подразделения и подстроить курс обучения под задачи и требования современных боевых действий. По его словам, грамотный сапер сейчас на вес золота. Если раньше специалисту были необходимы знания устройства и способов применения взрывных устройств, то сейчас также востребованы знания устройства и применения беспилотников.
В рамках курса "Пепел" наглядно показывает парням, как правильно и безопасно работать с различными взрывчатыми веществами, подготавливать к применению боевую часть беспилотников и как обезвреживать различные взрывоопасные предметы.
Как показала практика, заминировать можно абсолютно все: от шариковой ручки до огромного БПЛА, и любая вещь, найденная в ходе боевой работы, может представлять опасность. Обучение проходит с акцентом на практическую отработку навыков.
Сейчас главная задача "Пепла" — подготовка высококвалифицированных многопрофильных специалистов, готовых выполнять поставленные задачи в любых условиях. Благодаря усилиям таких специалистов, как "Пепел", наша армия с каждым днем становится сильнее и технологичнее.
Илья КУПКА