Кинематограф — удивительная машина времени. Она способна переносить нас в прошлое, напоминая не только о сюжетах, когда-то заставлявших смеяться до слез или затаив дыхание следить за развязкой, но и о нас самих. Однако некоторые фильмы при повторном просмотре открываются с неожиданной стороны: то, что когда-то казалось гениальным или просто забавным, сегодня вызывает лишь недоумение и желание поскорее переключить канал.
Вот три примера картин, которые мы когда-то боготворили, а сегодня смотрим с краской стыда на лице. Порой достаточно всего нескольких минут, чтобы осознать — магия растаяла, оставив после себя лишь недоумение: как это вообще могло нам нравиться?
Возьмем, к примеру, комедию "Чак и Ларри: Пожарная свадьба" (18+). В 2007 году зрители тепло встретили этот проект Адама Сэндлера, принесший создателям внушительные 190 миллионов долларов. Но время оказалось безжалостным к шуткам, построенным на стереотипах. То, что тогда считалось безобидным юмором, сегодня воспринимается как неловкий и даже оскорбительный фарс. Карикатурные образы азиатских персонажей лишь усугубляют ощущение неловкости, заставляя задуматься: как такая комедия вообще могла стать популярной?
Не менее показательная история произошла с драмой "Красота по-американски" (18+). Дело не только в спорной победе на "Оскаре" (18+), где фильм обошел настоящих шедевров вроде "Зеленой мили" (18+). Гораздо важнее, как изменилось наше восприятие сюжета за последние годы. История зрелого мужчины, испытывающего влечение к подруге своей несовершеннолетней дочери, в эпоху #MeToo звучит совершенно иначе. Ситуацию дополнительно осложняет реальная судебная история Кевина Спейси — его когда-то восхитительная игра теперь наполняет каждую сцену зловещим подтекстом.
И наконец, культовая в свое время комедия "Месть полудурков" (18+). Казалось бы, безобидная история о ботаниках, мстящих обидчикам-качкам, при ближайшем рассмотрении оказывается сборником проблемных моментов. Особенно тревожит пренебрежительное отношение к женским персонажам. Герои занимаются откровенным вуайеризмом, а главный "герой" добивается близости обманным путем. При этом создатели подают такое поведение как нечто достойное восхищения. Современный зритель может лишь развести руками, пытаясь понять, что же мы находили в этой картине привлекательного.
По материалам дзен-канала "Кино со всех сторон" (12+).