На полигон 33 мотострелкового полка 20 мотострелковой дивизии "Южной" группировки войск приехала очередная партия новобранцев. Их приезд — повод пообщаться с теми людьми, кто помогает им обустроиться, адаптироваться, оформиться и получить навыки и умения, требующиеся на передовой и вблизи неё.
Дмитрий (позывной "Борода") — младший сержант, в данный момент исполняет обязанности техника роты. Изначально был мобилизован, но в этом году подписал контракт. Срочную службу проходил ещё во второй половине девяностых, в РВСН, механиком-водителем. Родом он из окрестностей Краснодара, из Адыгеи, несколько лет перед СВО занимался тем, что возил хлеб на родной Кубани.
Получив повестку в ходе мобилизации, "Борода" сразу решил, что надо идти. Послужил в трубопроводных войсках, потом был механиком-водителем ЗРК "Тор".
"Выезжали на дежурства, сопровождали цели, сбивали их по команде при распознавании "свой-чужой ". Что сбивали? В основном, разведывательные дроны, "крылья" всякие, наблюдателей. "Хаймарсы" система "Тор" не обнаруживает, она способна фиксировать только момент запуска, так как угол обзора недостаточен", — говорит младший сержант.
В составе 33 полка "Борода" участвовал в задачах по закреплению в районе Новомихайловки. Одной из точек закрепления была труба — бетонная, подземная, продуваемая ветром. Там Дмитрий и его товарищ получили ранения от сбросов с дронов, там же впервые столкнулись с FPV. Но и после ранений бойцы остались на позиции, выполняли свою миссию, докладывали по рации обо всём происходящем в районе, о полётах "Бабы-Яги" и других изменениях фронтового климата.

Инструктаж от «Бороды». Фото: Аркадий Будницкий, "Военный вестник Юга России" (12+)
Побывал Дмитрий и в эвакуационной группе, занимавшейся вывозом погибших. После решил выучиться на оператора БПЛА. Обучение прошёл успешно, практическая работа шла сложнее из-за сильного подавления сигнала РЭБом. Со временем удалось "разлетаться", и звено "Бороды" поражало вражеские блиндажи, да и ту же "Бабу-Ягу". Для оператора, говорит Дмитрий, помимо обнаружения и поражения противника, крайне важно не дать обнаружить себя самого.
На нынешней должности в обязанности Дмитрия входит следить за техническим состоянием ротного транспорта. Сейчас поступает много мотоциклов, используемых для самых разных целей, в том числе для доставки припасов и других грузов. На полигоне люди проходят обучение, как ездить на них в полной боевой выкладке и в обстановке, приближённой к боевой.
"Мотоцикл сейчас — это очень важная вещь, на неё проще уйти откуда-то или куда-то проскочить" — уверен "Борода".
Активно используются они военнослужащими и в относительном тылу. Помимо непосредственно обслуживания, "Борода" занимается заказом и доставкой необходимых расходников, таких как масло. Это касается не только мотоциклов, но и другой техники, например, КамАЗов. Важно подготовить технику, чтобы она всегда была в рабочем состоянии. Иногда возникает износ резины, перегрев масла из-за интенсивной эксплуатации. Но, в целом, особых проблем нет. Все необходимое, включая масло и топливо, выдаётся по запросу.
В то же время и самая исправная и надёжная техника не может быть панацеей, когда логистике мешают объективные обстоятельства, например, вражеские "птички".
С этим пришлось столкнуться сейчас на Покровском направлении: "Если раньше нас довозили до точки, например, под Новомихайловкой, то теперь приходится проходить пешком по посадкам около 10 километров. В начале было опасно передвигаться даже на мотоциклах. Но когда удалось оттеснить противника, стало немного легче".
Полегче будет и новому пополнению, у которого к тому же за спиной есть надёжные наставники и помощники.
Станислав Смагин, "Военный вестник Юга России" (12+)