На одном из направлений в зоне СВО работает экипаж зенитно-ракетного комплекса 2С6 М1 "Тунгуска", который состоит из трёх опытных солдат. Один из них — механик-водитель с позывным "Атаман".
— За время службы на СВО, — рассказывает он, — успел сродниться не только с машиной, но и с товарищами, что, как я считаю, в нашей работе залог успеха. А начинал конечно с "учебки", отучился, сдал экзамен и — на ЛБС. Противник находится от нас недалеко, на участке, за который отвечаем с разных позиций до него примерно от 7 до 12 километров. Поэтому работаем быстро и с большой осторожностью, ведь их дроны постоянно рыщут в небе, с особым усердием выискивая нас. Наша же задача заключается в отработке обнаруженных целей. К примеру, дежурю я с экипажем, по рации поступает задание: обнаружены наблюдательный дрон ВСУ или техника противника. Мы выезжаем на точку и уничтожаем все. Также мы выполняем перехват ракет.
Во время разговора чувствовалась близость противника. Ребята были настороже, а их детекторы то и дело сообщали о близости дронов в небе. Хотя им это нисколько не мешало.
— Боязни какой-то или напряжения я не испытываю, — уточняет "Атаман". — Уже просто потому, что с ребятами мы достигли полного доверия и взаимопонимания. И я знаю: они всегда меня прикроют, и сам их не подведу в случае чего. В машине же нужна слаженность и достигнуть её непременно нужно ещё на земле, пока экипаж ещё не ограничен толстыми железными рамками техники. Сидя за штурвалом же, где от шума двигателя иной раз не слышишь даже собственных мыслей, сделать это будет намного труднее. Поэтому я сначала обрисовываю товарищам, что, как и когда буду делать, чтобы на позиции не путать их непонятными действиями. И не стоит забывать, что мы недалеко от линии боевого соприкосновения. И само напряжение у нас здесь непрерывное. Поэтому тут со временем учишься быть постоянно настороже и при этом с холодной головой. С другой стороны, хочу сказать, что сегодня даже поспокойнее, чем обычно. Да дроны шумят, но взрывов и работы артиллерии не слышно. А обычно всё время прилёты, "Грады" и другая романтика СВО.
Не обошлось и без обсуждения специфики управления "Тунгуской". Этот процесс механик сравнивает с работой на тракторе или других сельскохозяйственных машинах.
— Вот только передача вращательного движения от одного вала к другому посредством трения (или же, иными словами, фрикцион), — объясняет "Атаман", — здесь работает несколько иначе, чем на тракторе. А сам руль здесь больше похож на штурвал самолёта. Но в остальном аналогично. Однако моя работа отнюдь не заканчивается на одном управлении машиной. Кроме прочего, мне как механику необходимо неустанно заботиться о вверенной технике. Это и доливание масел, и ежедневная проверка ходовой, и обслуживание гидравлической системы. То есть, приезжаем мы вечером после дежурства, и я обязан всё это проверить. А готовить технику к самому дежурству я начинаю ещё с вечера. И все эти этапы, как цепь, звенья которой одно за другим следуют в строгом порядке. Если одно пропустить, задачу не выполнить.
Так проходят дни, недели, месяцы. Время на службе имеет удивительное свойство, то пролетать, подобно пуле, то тянется неимоверно долго, особенно когда так хочется, чтобы оно шло побыстрее. Но "Атаман", несмотря на тяжёлый труд, оглядываясь назад, говорит о прошлом с согревающей сердце теплотой.
— В двадцать третьем году, — вспоминает он, — в городе Родинск я первый раз выехал на задание. Мы тогда дроны сбивали. По ходу дела я изучал технические особенности машины, как она ведёт себя на разных грунтах, как лучше всего менять позиции и так далее. Так, сначала медленно, но с каждым разом всё быстрее я вместе с экипажем отрабатывал порядок действий: получили задание, сбили, меняем точку и там ждём дальнейших вводных. Потом опять снова: цель, смена позиции и ожидание. Конечно, волею случая на нас сваливались разные трудности. Бывало, и от дронов уходили, и кассетами нас накрывало. В итоге на этом направлении я работаю уже два года. Периодически на разных позициях. У нас постоянно происходит ротация, в ходе которой меняем направления, тренируемся на полигонах и улучшаем свои навыки. Каждый из нас проходит различные сложности, будь то особенности местности, погодные условия или другие неожиданные вводные. Я считаю, что благодаря такому подходу мы приобретаем многогранный опыт, который помогает быстро сориентироваться во время опасности и правильно среагировать.
После разговора с мехводом у меня появилась возможность понаблюдать за их работой. "Атаман" вернулся к экипажу, и они после проверки техники приступили к выполнению поставленной командиром задачи по уничтожению "птичек". Всё прошло быстро и звонко. Прицельным огнём экипаж поразил дрон. Экипаж продолжил дежурство.
Материал подготовлен газетой "Военный вестник Юга России" (12+), автор статьи: Филипп Харченко