Сообщениями об аномальных и необычных погодных явлениях в Крыму любят шокировать местных жителей и гостей полуострова. В курортный сезон внимание к прогнозам возрастает многократно: никто не хочет попасть под неожиданный ливень или стать жертвой урагана. О том, чего стоит опасаться, а что считать досужими домыслами, корр. ИА SevastopolMedia рассказала заместитель начальника гидрометцентра—главный синоптик ФГБУ "Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Вероника Шенгелай.
— В последние годы Крым то страдает от засухи и рекордной жары, то неожиданно встречает сильные холода и снег. Изменились ли частота и сила таких явлений за последние 5–10 лет и можно ли их назвать аномальными?
— К опасным метеорологическим явлениям мы относим любые проявления погоды, угрожающие безопасности людей и способные нанести серьезный ущерб экономике и инфраструктуре. Анализ данных наблюдений более чем за 30 лет, показывает: частота и интенсивность таких случаев не изменились. На метеорологические процессы влияет очень много изменяющихся факторов, погода может серьезно отличаться в одни и те же периоды разных лет. Например, в одни сезоны количество опасных явлений минимальное, в другие — вырастает в разы.
Но, повторюсь, это не означает роста средней тенденции. И с силой явлений та же ситуация: иногда мы сталкиваемся с очень мощными проявлениями, их параметры намного превышают стандартные значения, однако, такие случаи были и раньше — они редкость, но входят в рамки природной нормы. То есть, называть это аномалией, как привыкли говорить в СМИ, неправильно: это естественный разброс, заложенный самой природой Крыма.

Тематическое фото. Фото: Алексей Парамонов, ИА SevastopolMedia
— Местные жители жалуются, что март уже бывает теплее мая, а весна и осень начинаются и заканчиваются значительно позже. По вашим данным, насколько это отражает реальные климатические процессы?
— Вряд ли март теплее мая. Это вполне возможно из-за обычного разброса температур, если говорить об отдельных днях, но по среднемесячной температуре май всегда теплее. Незначительный сдвиг сезонов в самом деле отмечается: весна начинается с небольшим опозданием, осень тянется дольше. Однако тенденция ощущается не так давно. Как быстро она сменится — сказать трудно, это типичная "погодная волна".
В целом за последние 30 лет мы фиксируем среднее потепление примерно на один градус по сравнению с предыдущим 30-летним периодом — эта динамика будто бы подтверждает глобальное потепление, о котором сейчас часто говорят. Но надо понимать: повышение минимально и куда слабее обычных перепадов. Например, сегодня максимальная суточная температура +32°С, но в разные годы в этот же день бывало и +37°С, и не более +25°С. То есть если будет на 1°С больше или меньше, это все равно останется в пределах от +25 до +37°С, мы не ощутим, что сегодня жарче, чем обычно в этот день года.
— Как изменения погоды влияют на водные ресурсы Крыма? С какими вызовами сталкивается полуостров за последние годы в водообеспечении?
— Отмеченное потепление заметного влияния на водный баланс Крыма не оказывает. У нас нет больших пресных водоемов, поэтому водоснабжение полуострова сильно зависит от осадков. Их количество не может быть постоянным, оно колеблется из года в год.

Тематическое фото. Фото: Алексей Парамонов, ИА SevastopolMedia
Думаю, многие помнят засушливый период, когда даже вводилось ограничение потребления воды населением. А затем последовали три года с достаточным количеством осадков. Например, в 2021 году их выпало 130% от нормы, прошлый год был достаточно "сухим" — 84%. В текущем прошло уже полгода, а осадков выпало только четверть нормы.
Проведенный Гидрометцентром анализ данных за длительный период показывает, что эти колебания не имеют ни очевидных закономерностей, ни тенденции к заметному росту или уменьшению среднегодового количества осадков.
— Участились ли за последнее десятилетие ураганы, смерчи или шквалы? Какие из них оказались самыми опасными для населения и инфраструктуры?
— Эти природные явления происходят достаточно редко. За 35 лет ураганный ветер фиксировался шесть раз, шквал — 18 раз, смерч — также шесть. Другое дело — "очень сильный ветер", который держит в Крыму второе место по количеству наблюдаемых опасных явлений.

Тематическое фото. Фото: Алексей Парамонов, ИА SevastopolMedia
— Какие районы Крыма наиболее уязвимы при прошедших погодных катаклизмах — будь то подтопления, оползни, градовые бури или засуха? Есть ли явные зоны риска?
— Напомню, эти опасные явления не аномальны, они вполне закономерны. Чаще всего их наблюдают в горах и предгорьях, где условия способствуют формированию соответствующих процессов. Условно это область Ай-Петри — Ялта, Никитский ботанический сад — Ангарский перевал. Условно, потому что на остальной части гор и предгорий такие события тоже случаются.
Меньше опасных явлений происходит в степной части Крыма. Однако почвенная засуха наносит значительный ущерб именно здесь.
— Какие методы прогнозирования показывают наилучший результат? Как вы взаимодействуете с экстренными службами и МЧС?
— Официальный прогноз от нашего Крымского гидрометцентра — это корректная и подтвержденная информация по погоде для всего региона. Мы используем весь арсенал современных средств, опираемся на ведущие гидродинамические модели, с учетом сложных природных условий Крыма.
Информирование и оповещение населения строится через СМИ, официальный сайт, взаимодействие с МЧС, муниципальными властями.

Тематическое фото. Фото: Алексей Парамонов, ИА SevastopolMedia
— Следует ли Крыму ожидать усиления погодных угроз? Что может стать самой неожиданной сложностью для полуострова?
— Не существует научно обоснованных методик прогнозирования на такой длительный период. Максимальный срок прогнозирования — несколько месяцев, этим занимается Гидрометцентр России. Но этот прогноз говорит только об ожидаемой температуре воздуха или осадках в сравнении с климатической нормой. Такие прогнозы интересны для отраслей экономики. Прогноз же на конкретную дату с указанием метеорологических параметров составляется на несколько дней, причем чем ближе дата, тем точнее прогноз.
— Спасибо за интервью!