В онлайн-кинотеатрах вышел фильм Сергея Коротаева "В списках не значился" (18+), который открыл 47-й Московский международный кинофестиваль в апреле и появился в прокате перед 80-летием Победы. Дарья Колокольцева, студентка четвертой Школы кинокритики им. Валентина Курбатова, делится своими впечатлениями о новой экранизации повести Бориса Васильева.
В накрытом обстрелами подвальном складе Мирра и Коля находят спасение: они смеются, поют и мечтают о танце в Парке Горького. Коля, вдохновленный родной Москвой, обещает, что она обязательно увидит столицу, хотя мы понимаем, что это не сбудется. Но зная, что война когда-нибудь закончится, наполняется надеждой. Такая мысль создает возвышенное настроение с самого начала просмотра, и любые попытки критики становятся поверхностными.
Николай Плужников, которого сыграл Владислав Миллер, недавно получил звание лейтенанта и приезжает в Брест с надеждами на счастье, но вскоре его жизнь беспощадно меняет война. Прибыв 21 июня, он успевает насладиться игрой скрипача и встретить товарищей, среди которых — та, что станет его любимой (Алена Морилова), как вдруг в 4 утра все меняется.
Тем, кто читал оригинальную повесть, возможно, будет сложно уютно воспринять главного героя, который кажется слишком обобщенным. У него нет конкретики: лишь сестра и мать, никаких ярких связей. Даже фронтовые товарищи выглядят схематично, в отличие от детализированных персонажей в книге. У Коротаева они теряются в типажах, сводящихся к несколько отличительным чертам.
Тем не менее, невероятно важным решением стало сохранить слова Бориса Васильева, передавая их не только в диалогах, но и в закадровом тексте, который разъясняет внутренние переживания Николая. Хотя порой голос кажется избыточным, он необходим для передачи смысла и эмоций, которые сдерживает герой.
К сожалению, обобщенность персонажей и мелодраматическая музыка отражают тенденцию последних лет создавать войны не как живую историю, а как почетный памятник минувшим дням. Иногда кажется, что фильм мог бы быть создан нейросетью, стремящейся убедить зрителя в значительности эпохи через патетическую музыку. Но, конечно, Борис Васильев, как и его герои, преодолевает эту стерильность. Мы все равно влюбляемся в их судьбы и испытываем боль за "всех живых спасших, себя не спасших".
По материалам: кино-театр.ру (18+)