Он не учился в консерваториях, не знал нот, но его песни знала вся страна. Валерий Ободзинский — один из самых ярких и нестандартных голосов советской эстрады. Он пел не про комсомол и партию, а о любви, разлуке и нежности — и это было настоящим вызовом эпохе.
Родился Ободзинский в простой одесской семье, в школу ходил неохотно, подрабатывал где придется — от матрасной фабрики до кочегарки, пишет портал "Культура.рф". Но однажды судьба привела его в Дом культуры, где он начал петь в самодеятельном ансамбле. Музыку заучивал на слух — нот не знал, зато был полон чувства.
"Я пел, как на Западе", — признавался он позже.
Ободзинский с юности слушал Луи Армстронга, Эллу Фицджеральд и Синатру, учился у них эмоции, импровизации и свободе. Советская сцена такого еще не знала — особенно с учетом того, что его репертуар почти полностью состоял из песен о любви, а не о заводах и героях труда.
Певца заметили на пароходе, пригласили в филармонию, потом — в Москву. К 1970-м его пластинки продавались миллионными тиражами. "Эти глаза напротив" (12+), "Карнавал" (12+), "Восточная песня" (12+) — этикомпозиции до сих пор вызывают мурашки. Он пел легко, искренне и — вопреки официальным стандартам.
"Как певец я был не похож на советского человека", — говорил Ободзинский.
Его стиль называли "соулом по-советски". Он умел быть модным и трогательным одновременно — в распахнутом воротничке, с хрипотцой в голосе и щемящей интонацией в каждой строке.
Но в конце 70-х чиновникам не понравилось, что его песни "не волнуют" и "слишком лиричны". Он исчез с экранов, не получал званий, начал пить, развелся. Ободзинский устроился ночным сторожем. Его голос замолчал на долгие годы.
Лишь в 1990-х певец вернулся на сцену — во многом благодаря своей поклоннице Анне Есениной, которая буквально вернула его к жизни. В 1994 году он снова пел в зале "Россия" перед тысячами людей.
Сейчас его песни — часть музыкальной истории. В 2023 году "Мелодия" выпустила ретроспективный альбом с главными хитами певца.