Военный водитель с позывным "Зеленый" за рулем своего надежного "Урала" прошел боевыми дорогами более 100 тыс. километров. "Зеленый" доставляет на передовые позиции бойцов соединения речных катеров и грузы, позволяющие им до очередной ротации эффективно выполнять боевые задачи. Это его вклад в приближение победы. Материал подготовлен корр. газеты "Флаг Родины" (12+).
Что значит военный конфликт, "Зеленый" знает с детства, которое прошло в одном из поселков, расположенных в районе бывших позиций защитников Севастополя 1941–1942 гг. Она оставила такие следы, которые даже послевоенные десятилетия не сумели скрыть полностью. В Севастополе много таких знаковых мест, в том числе не музеефицированных, не отмеченных памятниками, а потому особенно убедительно показывающих, какой великий подвиг совершили наши деды и прадеды, победившие фашизм. Севастопольцы знают историю родного города и достойно продолжают ее. События Русской весны и активное развитие Севастополя после возвращения домой, в Россию, сполна доказали это. Быть городом-воином, городом-тружеником — историческая миссия Севастополя.
Как сообщил в мае этого года губернатор Севастополя Михаил Развожаев, более 15 тыс. севастопольцев участвуют в специальной военной операции. Эксперты тут же подсчитали: это примерно 10% мужчин трудоспособного возраста. То есть каждый десятый севастополец, из тех, кто способен стать в строй, уже сделал это. Такое решение принял и "Зеленый".
— Не хочу, чтобы военный конфликт пришёл к моему дому, чтобы мои родные узнали страх и лишения, которые выпали жителям Донбасса, исторических регионов России. Ведь сторонники кровавого киевского режима физически уничтожали их лишь за сохранение правды, за верность заветам отцов, за желание разговаривать на русском языке и продолжение наших традиционных ценностей в детях и внуках. В Крыму и Севастополе мы особенно отчетливо чувствовали эту угрозу украинского национализма, начиная с распада СССР. Но военный конфликт полыхнул на Донбассе, а нашу судьбу изменила Русская весна, — говорит "Зеленый". — Выполняя задачи СВО, мы продолжаем дело наших дедов и прадедов. Зло вновь подняло голову и пытается распространяться. Теперь наш черед обеспечить детям и внукам мирное небо над головой и возможность мирного созидательного труда, обеспечить навсегда.
А символом этой задачи, которую обязательно надо выполнить, стали две мягкие игрушки, подаренные "Зеленому" дочкой перед поездкой в зону СВО — мишка и зайчик.
Когда-то "Зеленый" служил "срочную", был пулеметчиком, в совершенстве освоил стрельбу на дальние дистанции со всеми необходимыми навыками расчетов и корректировки, потом — командиром отделения. Это стало базой для обучения тому, что требуется от бойца на СВО в отряде "Шторм" соединения морской пехоты Черноморского флота.
— Командир "Шторма" с позывным "Гейзер", опытные инструкторы подготовили нас к участию в боевых действиях с учетом особенностей и практики СВО, — рассказывает "Зеленый". — Топография и ориентирование на местности, организация связи и взаимодействия с соседями, маскировка и противодействие воздушной разведке противника. И, конечно, борьба с дронами, которые наряду с артиллерией сейчас стали основным оружием.
Продолжил службу "Зеленый" в соединении речных катеров, где ему, учитывая гражданский опыт водителя и практику вахт на Севере, доверили самую современную модель автомобиля "Урал". С тех пор подарки-талисманы дочки не покидают кабину, участвуют и помогают в каждой поездке.
— Мы с ними вместе выбираем верный путь! — улыбается военный водитель.
Говорят, сейчас СВО стала битвой дронов. Пожалуй, будет справедливо уточнить — битвой дронов и моторов. Ведь именно транспорт, обеспечивающий ведение боевых действий, стал приоритетной целью для дронов всех типов. Военные водители обеспечивают мобильность подразделений и доставку грузов в нужное место точно и в срок, подчиняясь единому замыслу командования. Для этого применяются все типы автомобилей повышенной проходимости, багги, вездеходы и мотоциклы.
— "Урал" в войсках уже давно используют для перевозки людей и грузов. Производитель, ориентируясь на практику эксплуатации своих автомобилей, совершенствует их. Новая модель имеет более мощный двигатель, удобную и эргономичную кабину, дополнительное оборудование, наличие которого ценит каждый водитель, — рассказывает "Зеленый". — Все это позволяет уверенно одолевать сотни километров боевых дорог, доставлять к месту назначения людей и самые разнообразные грузы.
Но главное, что помогает "Зеленому", раз за разом успешно выполнять марши к самому "нулю", его многолетний опыт, дополненный практикой "Шторма":
— Здесь у водителей два приоритета: техническая готовность автомобиля и знание маршрута. В первую очередь — забота об автомобиле. Осмотреть, проверить, обслужить, чтобы всегда быть готовым к выезду. Регламентные работы в соответствии с рекомендациями автозавода выполняют также в ремонтном подразделении. Всегда присутствую при их выполнении, совершенствую знание техники, они никогда не бывают лишними. А во-вторых, тщательная проработка предстоящего маршрута…
Мой собеседник рассказывает, как водители ориентируются там, где карты могут быть неточными, а непрекращающаяся борьба в радиоэфире делает бесполезными электронные устройства:
— Выполнение задачи начинается с изучения маршрута по картам, по информации от других водителей, которые бывали в этом районе, и планирования действий.
"Зеленый" немного раскрывает свои профессиональные секреты:
— Запоминаешь ориентиры, где поворот, где скоростной участок, где есть возможность укрыться от дронов. Нет основного ориентира? Должен быть запасной. Вообще ничего нет? Сделай навигационную метку сам: лента, пластиковая бутылка… Используй, что угодно!
— Важна также командная работа, взаимодействие с силами поддержки и с напарником, — продолжает "Зеленый". — На ответственный выезд идут два водителя, которые при необходимости по очереди могут быть за рулем. Один следит за дорогой, зачастую называемой так чисто номинально, второй — наблюдает за обстановкой вокруг, работает с навигатором, картой, детектором дронов, со средствами связи. В самые ответственные моменты обмен информации может строиться на одних междометиях! И ведь все понятно, если рядом настоящий твой напарник!
"Зеленый" с большим уважением рассказывает о тех, с кем выезжал на передовую, каждый раз имея в кузове несколько тонн взрывоопасного, но столь ожидаемого в боевых порядках груза. "Длинный", "Кубань" — братья по оружию, по крови, по духу. Нет таких маршрутов, по которым не пройдет "Урал" с таким экипажем!
Бойцы, выходящие на передовую с участием военных водителей, очень внимательны: что за машина, кто за рулем? Бросок на колесах к переднему краю для них самое начало миссии, которая потом может продолжаться неделями. И лучше, если он будет скрытным для противника и состоится, как запланировано. По общему мнению, когда за рулем "Зеленый", есть уверенность в успехе.
Сколько на сегодняшний день пройдено вот таких боевых маршрутов, "Зеленый" не знает, по спидометру и документации автомобиля — более ста тысяч километров.
— Теперь мы на сто тысяч километров ближе к нашей победе, — констатирует "Зеленый". — И будем работать до того дня, когда все цели специальной военной операции будут достигнуты, а нашим людям, нашим семьям, нашим городам обеспечена полная безопасность. Пройдем еще сто тысяч и еще… До самой победы!
— А что потом?
— Продолжу работать водителем. Запорожская, Херсонская области, Крым — здесь для водителей работы много. Буду снова выходить на маршруты, но уже мирные. А дочкины игрушки-талисманы продолжат помогать мне, здешние пути-дороги мы уже хорошо знаем.
Капитан 2 ранга Пётр ШИШКИН