Режиссер Леонид Гайдай, как и многие выдающиеся кинематографисты, предпочитал работать с узким кругом надежных специалистов. Постоянство в выборе творческой команды объяснялось стремлением к стабильности и предсказуемости на съемочной площадке. Одними из ключевых участников его проектов были актеры Александр Демьяненко и Юрий Никулин, сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской, композитор Александр Зацепин и оператор Константин Бровин.
Однако после выхода комедии "Кавказская пленница" (6+) в 1967 году в отношениях Гайдая с рядом постоянных соратников произошли серьезные перемены. Съемочный процесс этой картины оказался омрачен напряженными ситуациями, которые отразились на дальнейшей работе режиссера. В частности, именно тогда произошел конфликт между Гайдаем и актером Евгением Моргуновым, что привело к распаду популярного комического трио — Труса, Балбеса и Бывалого. Режиссер больше не приглашал Моргунова в свои фильмы.
Еще один значимый разрыв случился с оператором Константином Бровиным. В отличие от конфликта с Моргуновым, расставание с Бровиным не сопровождалось открытой ссорой. Однако поведение оператора на съемочной площадке, в частности злоупотребление алкоголем и закулисные интриги, негативно сказались на атмосфере в коллективе. По свидетельствам, Бровин даже едва не стал причиной напряженности между Гайдаем и Александром Демьяненко — исполнителем роли Шурика. Несмотря на отсутствие прямой конфронтации, после завершения "Кавказской пленницы" Гайдай больше не привлекал Бровина к работе.
Эти события оказали существенное влияние на дальнейший подход режиссера к подбору съемочной группы. Гайдай стал особенно внимателен к профессиональной и личной репутации тех, с кем работал. Один из ярких примеров — ситуация с Владимиром Высоцким. Артист был утвержден на роль Остапа Бендера в экранизации "12 стульев" (6+), однако незадолго до начала съемок ушел в длительный запой. В ответ на это режиссер принял окончательное решение отказаться от сотрудничества, несмотря на талант Высоцкого и его популярность.
Опыт, полученный на съемках "Кавказской пленницы", стал для Гайдая переломным. Он осознанно начал избегать сотрудничества с людьми, чья ненадежность могла поставить под угрозу рабочий процесс.
По материалам портала Sport24.ru (18+).