В России активизировалась модернизация светофорных систем. Внедряются модели с улучшенной подсветкой, исключением мигающего зеленого сигнала и увеличенной продолжительностью мигания желтого. В этом контексте специалисты предлагают корректировать длительность желтого света в зависимости от интенсивности движения и скорости потока. Однако трактовка этого сигнала остается спорной: допустимо ли пересекать перекресток, если загорелся желтый? Разберемся в тонкостях ПДД, чтобы избежать штрафа.
Судебная практика: пересечение перекрестка на желтый может расцениваться как нарушение
Водители нередко сталкиваются с ситуацией, когда их штрафуют за движение на желтый. Один из таких инцидентов был рассмотрен Верховным судом: водитель, двигаясь через перекресток, столкнулся с другим автомобилем. Анализ записи с камер наблюдения показал, что водитель въехал на перекресток при уже горящем желтом сигнале. Суд признал это нарушением ч. 3 ст. 12.12 КоАП и подтвердил правомерность штрафа.
Кроме административной ответственности, нарушение светофорных сигналов может повлиять на страховые выплаты. Если водитель признан виновным в ДТП по причине проезда на запрещающий сигнал, его страховая компания обязана компенсировать ущерб, но если сумма ущерба превысит 400 тыс. рублей, разницу придется оплачивать из собственного кармана. К тому же стоимость ОСАГО для такого водителя увеличится.
Можно ли завершать движение на желтый?
Согласно ПДД, при включении желтого сигнала водитель обязан остановиться, если это можно сделать без резкого торможения. Однако если экстренное торможение создаст угрозу ДТП, допускается продолжение движения.
На практике водители нередко увеличивают скорость перед перекрестком, чтобы избежать остановки. Эксперты отмечают, что в таких случаях анализируется, действительно ли водитель не мог остановиться. Если он сознательно ускорился перед светофором, избежать штрафа не удастся.
В каких случаях штраф не предусмотрен?
Есть ситуации, при которых водитель не понесет наказание за проезд на желтый. Если он приблизился к перекрестку в момент смены сигнала, а экстренное торможение могло бы привести к аварии, он имеет право продолжить движение. Однако камеры фиксации нарушений способны анализировать действия автомобилиста. Если окажется, что он специально ускорился, рассчитывать на исключение из правил не стоит.
Эксперты считают, что для снижения спорных ситуаций в ПДД необходимо четко определить статус желтого сигнала. Предлагается увеличить его мигающую фазу до 4–6 секунд, что позволит водителям безопасно завершать маневры. Сейчас этот период ограничен 3 секундами по ГОСТу.
По материалам дзен-канала "РБК Autonews" (12+).