Глава РФ Владимир Путин в режиме видеоконференции отметил, что работы по устранению последствий катастрофы в Черном море явно недостаточными. Еще неизвестны решения по следующим вопросам — утечка нефтепродуктов, подъем танкеров, техническая и технологическая оснащенность. Не была создана специальная комиссия, которая бы отвечала за минимизацию ущерба для экономики и экологии. Какие продолжатся работы после критики президента, и какие сложности могут возникнуть, выяснило ИА KrasnodarMedia.
С чего все началось?
Два танкера "Волгонефть 212" и "Волгонефть 239" потерпели крушение утром 15 декабря прошлого года. Причиной этого стал сильный шторм. На суднах находились 28 членов экипажа, один погиб. По информации Минтранса, в Черное море вытекло 2,4 тысячи тонн нефтепродуктов.
Выяснилось, что подобных аварий с "тяжелым" топочным мазутом марки М-100 еще не было в мире. Об этом сообщили специалисты Морспасслужбы. Такой нефтепродукт застывает при температуре 25℃. Он уходит сразу на дно или плавает в толще воды.
Методик, как извлечь такое вещество из моря, еще нет. Однако ведущие ВУЗы и профильные компании России работают над этим вопросом. Как отметил директор Кубанского научного фонда, руководитель рабочей группы по коммуникациям с учеными Виктор Анисимов, над методикой думают ученые разных направлений. На данный момент проблемой занимаются два вуза - Росси́йский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Когда погода позволяла, спасателям удалось обследовать танкеры. По данным Росморречфлота, 19 декабря водолазы проверили кормовую часть "Волгонефть 239", находящегося на мели в районе мыса Панагия. Кроме того, была найдена носовая часть судна "Волгонефть 212" — он оторвалась и вызвала утечку нефтепродукта. Судно опрокинулось и лежало на грунте килем вверх. Кормовую часть обнаружили через два дня в пределах 6 км..
Новые фрагменты мазута продолжали замечать на пляжах Анапы и Темрюкского района. 10 января у кормы "Волгонефть 239" обнаружили разлив нефтепродуктов на 300 метров. Чтобы сдержать вещество, устанавливают боны — они эффективны сутки. Спецбаржа "Пикник" собрала 11,3 кубометров нефтеводяной смеси.
12 января глава МЧС России Александр Куренков и члены федерального оперштаба приехали в Анапу и откачали топливо из поврежденной части танкера. Также планируют организовать подъезд к судну со стороны порта Тамань. Стояла задача проложить дорогу для техники, чтобы вычерпать мазут и увезти его на место хранения. К утру 13 января проезд проложили -на это ушло менее трех суток.
Помощь волонтеров
С начала катастрофы с пляжей Анапы и Темрюкского районов удалось собрать свыше 157 тысяч тонн грунта с нефтепродуктом. Из них 120 тысяч тонн хранятся в хуторе Воскресенском. Каждый день побережья убирают шесть тысяч активистов, используются около 400 единиц тяжелой техники.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев рассказал, что песок с мазутом четыре организации. При этом для его ликвидации нужно больше времени и федеральные ресурсы. Для этого власти обратились к главе МЧС России Александру Куренкову. По словам Вениамина Кондратьева, летом нефтепродукт начнет плавиться, и нужно сохранить основную массу грунта.
Для сбора топлива специалисты “Сколковского института науки и технологий” применяют специальную сеть. Благодаря ей вещество медленнее выходит на пляжи.
После новогодних праздников премьер-министр Михаил Мишустин организовал правительственную комиссию, которая занимается вопросами по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов. Руководителем стал вице-премьер Виталий Савельев.
Нефть vs животных
Число погибших животных в Черном море, назвать пока невозможно. Большая их часть занесена в Красную книгу России и Кубани.
Президент АНО "Западный Кавказ" Юлия Набережная отметила, что один литр нефти и нефтепродуктов перекрывает кислород для 40 тысяч литров воды и тех, кто в ней обитает. Специалист по промышленной экологии, эксперт "Центра охраны дикой природы" Игорь Шкрадюк рассказал, что мазут может оставаться до нескольких лет, пока его полностью не съедят бактерии.
Океанологи затрудняются дать оценку на реакцию экологической системы. Однако ясно одно — для восстановление потребуются годы.
Кандидат биологических наук, директор АНО "Зеленая цивилизация" Дмитрий Федоров на спасение птиц давал всего два-три дня. Когда на перья попадает мазут животные пытаются их очистить. Часть нефтерподукта они могут проглотить — это приводит к интоксикации.
Глава комитета ГД по молодежной политике Артём Метелев заявил, что в Краснодарском крае даже после отмывания птиц от мазута треть их не выживает. Из всех пернатых, которые попали в центр спасения, выживает лишь 30-40%. Основная часть погибает при транспортировке.
По последним данным, волонтеры и ветеринары нашли более 5,6 тысяч птиц в мазуте. В центры реабилитации Краснодарского и Ставрополья передали 2,7 тысячи пернатых.
В научно-экологическом центре спасения дельфинов "Дельфа" сообщили, что с 5 января почти в два раза увеличилось количество дельфинов, которые погибли после разлива мазута. Всего их уже насчитывается 58.
Кто в ответе?
Согласно сообщению МЧС РФ, владельцы танкеров должны поднять судна до середины лета. Следователи предъявили обвинение капитанам нефтетанкеров в совершении преступлений по статье ”Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, в результате чего на одном из судов погиб член экипажа” (ч. 1 ст. 263 и ч. 2 ст. 263 УК РФ). Их взяли под стражу до 17 февраля этого года.
Задачи от президента
Владимир Путин подчеркнул важность создания комиссии и штаба, которые должны работать на месте катастрофы. Также он поблагодарил неравнодушных жителей за активную гражданскую позицию и помощь.