В Советском Союзе книги не сжигали на кострах, как в нацистской Германии, но метод борьбы с "неугодной" литературой был не менее эффективным. Из общедоступных библиотек книги попросту изымались. Важную роль в этом процессе сыграла вдова Ленина — Надежда Крупская. Заняв ключевую должность в сфере просвещения, она активно занималась вопросами чистки библиотечных фондов, считая, что литература может быть инструментом пропаганды и влияния на умы.
"Литература действует вроде отравы"
Надежда Крупская, отстранённая от главных политических постов после смерти Ленина, сосредоточилась на просветительской деятельности. В 1920-1930-е годы она возглавляла Главполитпросвет РСФСР, который контролировал библиотеки и клубы по всей стране. Её взгляд на литературу был сугубо утилитарным: она считала, что книги должны служить "орудием изучения действительности", а не уводить людей от социалистической идеологии.
Крупская утверждала, что многие произведения действуют как "отрава", дезориентируя и туманя умы. Особенно её беспокоили произведения дореволюционной литературы, которые, по её мнению, внушали массам религиозные чувства, шовинизм и индивидуализм — качества, несовместимые с задачами построения коммунизма.
Чистка библиотек
Одной из главных задач Крупской стало изъятие "вредной" литературы из библиотек. В первые годы после революции большевики столкнулись с огромным книжным наследием, оставшимся от царской России. Печатные фонды были богаты произведениями классической литературы, философскими трудами и религиозными книгами. Крупская считала, что значительная часть этого наследия "непригодна для использования" в социалистическом обществе.
Первый шаг в "чистке" был сделан в 1920 году, когда Главполитпросвет выпустил инструкцию "О пересмотре каталогов и изъятии негодной литературы". Из библиотек было велено изымать религиозно-нравственную литературу, которая особенно активно распространялась до революции. Библиотекари на местах часто противились этим решениям, и тогда на помощь приходили сотрудники ГПУ, чтобы "убеждать" их в необходимости выполнения указаний.
В 1923 году Крупская подписала новую инструкцию, в которой предлагалось изымать не только религиозную, но и контрреволюционную и "антихудожественную" литературу. Под запрет попали философские труды Платона, Канта, Ницше и других великих мыслителей. Также были запрещены произведения многих русских классиков, включая романы Достоевского и басни Крылова.
Запрет русских и зарубежных классиков
В списки запрещённой литературы Крупской попали и многие детские книги. Например, она предложила изъять такие известные сказки, как "Аленький цветочек" (6+) Сергея Аксакова и "Конёк-Горбунок" (6+) Петра Ершова. Она считала, что эти произведения пропагандируют "мистические сказки" и не подходят для воспитания советских детей. Из-за того же мотива были запрещены приключенческие романы Фенимора Купера и Майн Рида, которые, по мнению Крупской, проникнуты буржуазной идеологией.
Крупская также выступала за удаление произведений Льва Толстого, несмотря на её ранние симпатии к его учению. Её особенно беспокоила публицистика Толстого, которую она считала неподходящей для советских читателей.
Вмешательство в творчество
Иногда Крупская предлагала не полный запрет произведений, а их "коррекцию". Например, в письме Максиму Горькому она предлагала сократить произведения Жюля Верна, убрав оттуда "буржуазные рассуждения". Для других книг, написанных авторами, не разделявшими коммунистическую идеологию, она рекомендовала создавать специальные предисловия, которые объясняли бы читателю правильное понимание содержания.
Однако Крупская не остановилась только на классиках. В 1929 году по её инициативе был изъят сборник рассказов Михаила Булгакова, поскольку в нём якобы выражались "настроения неверия в творческие возможности революции".
Реакция интеллигенции
Неудивительно, что чистка библиотек вызвала возмущение среди интеллигенции. Максим Горький, в частности, называл действия Крупской "психической ненормальностью". Однако даже под давлением критики Наркомпрос продолжал выпускать новые списки книг для изъятия.
В "примерных списках книг к инструкции по очистке библиотек", опубликованных в 1924 году, среди запрещённых авторов оказались Аркадий Аверченко, Леопольд фон Захер-Мазох и Василий Немирович-Данченко. Библиотеки лишились целого пласта исторической литературы, написанной с монархической точки зрения, а также многих популярных романов XIX века.
Последствия чистки
Массовое изъятие литературы привело к тому, что на полках библиотек остались лишь книги, одобренные коммунистической пропагандой. Хотя изъятые книги часто сохранялись в крупных библиотеках, они становились недоступными для широкой аудитории, особенно для сельских жителей и рабочих, которым предназначались "избы-читальни". Так была заложена идеологическая основа, которая доминировала в советской культуре на протяжении десятилетий.
Надежда Крупская сыграла одну из ключевых ролей в "чистке" библиотек, превращая книги в инструмент идеологического контроля. Её усилия по изъятию произведений, которые не соответствовали советской идеологии, привели к серьёзному обеднению культурного наследия. Сегодня мы можем оценить, насколько важным было это решение для формирования сознания целых поколений советских граждан, которых лишили доступа к мировым и русским классикам.