С 1 октября 2024 года российский авторынок ожидают изменения, связанные с повышением утилизационного сбора и другими экономическими факторами. Эти меры могут повлиять на ценообразование автомобилей в стране, хотя эксперты не ожидают резких изменений сразу после вступления нововведений в силу.
Повышение утилизационного сбора и его влияние на цены
С 1 октября 2024 года начнет действовать индексация утилизационного сбора на автомобили и прицепы, который вырастет на 70-85%. Это нововведение скажется на стоимости ввозимых автомобилей, особенно с большими объемами двигателей, что может увеличить конечную цену для покупателей. Однако, по мнению экспертов, рост цен будет постепенным, а не резким.
Доцент кафедры "Управление транспортными комплексами" Артем Меренков отмечает, что коррекция цен не произойдет мгновенно, так как на складах дилеров имеются значительные запасы автомобилей, приобретенных по старым ценам. Таким образом, рынок сможет сгладить первый удар от повышения утилизационного сбора, и цены могут начать расти ближе к концу года, причем на 5-10%.
Влияние ключевой ставки
Еще одним фактором, влияющим на рынок, стало недавнее повышение ключевой ставки Центрального банка до 19%. Это делает автокредиты менее доступными, что может снизить спрос на новые автомобили. Тем не менее, крупные дилеры и производители предлагают специальные условия на покупку автомобилей, что помогает поддерживать продажи на определенном уровне.
Евгений Житнухин, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH, считает, что повышение цен на новые автомобили будет происходить постепенно — на несколько процентов каждый месяц. К концу года стоимость новых авто может вырасти на 10%. Однако это не приведет к значительному снижению спроса, благодаря запасам на складах дилеров и программам лояльности.
Роль импорта на российском авторынке
Импорт автомобилей, особенно из Китая, остается важной составляющей российского авторынка. Как отмечает аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов, несмотря на повышение утилизационного сбора, объем поставок импортных автомобилей существенно не снизится. Доля импорта на рынке с начала года выросла до 50%, и эта тенденция сохраняется.
Повышенный утилизационный сбор, по мнению Плеханова, может изменить структуру продаж, сместив акцент на более доступные модели и комплектации. Уже с начала года наблюдается снижение средней цены на китайские автомобили на 18%, и эта тенденция может продолжиться, так как производители и поставщики будут стремиться предложить более дешевые альтернативы.
Медленное восстановление локального производства
Локализация производства автомобилей в России продвигается медленными темпами. До 2022 года объемы внутреннего производства покрывали до 85% рынка, однако сейчас этот показатель снизился до 45%. По словам Артема Меренкова, процесс восстановления производства требует времени и серьезных вложений, и ожидать быстрого изменения ситуации не стоит. Производственные циклы имеют свои законы, и наращивание объемов внутреннего производства будет постепенным.
Прогноз на ближайшие месяцы
Эксперты сходятся во мнении, что в октябре 2024 года серьезных потрясений на российском рынке автомобилей не будет. Цены на новые автомобили будут повышаться постепенно, а доступ к автокредитам станет сложнее из-за высокой ключевой ставки. Тем не менее, наличие запасов на складах и активные программы от дилеров позволят поддерживать стабильный уровень продаж до конца года.
Основное внимание будет приковано к дальнейшему развитию импорта, в первую очередь из Китая, а также к изменениям в структуре спроса. В целом, российский авторынок продолжает адаптироваться к новым условиям, и глобальные изменения возможны только в среднесрочной перспективе.