Резкое подорожание куриных яиц в последнее время стало одной из самых обсуждаемых тем на Юге страны. Жители сетуют, что скоро яичница на завтрак станет деликатесом. Но это не первый рост цен в этом году, летом людей возмутило повышение стоимости мяса птицы. Чем обусловлены такие скачки, и что влияет на ценообразование, в интервью ИА Stavropol.Media рассказал председатель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
Куриные яйца подорожали на Ставрополье. Фото: ИА Stavropol.Media
— Сергей Евгеньевич, нередко мясо птицы и яйца производятся на одном предприятии. Если даже вести речь об узкоспециализированных компаниях, наверняка вы общаетесь с коллегами. Чем обусловлено сегодняшнее повышение стоимости?
— Яйцо, как и дешевые виды мяса — один из самых востребованных продуктов. Да, мы привыкли, что цены здесь особо не менялись, всплески бывали разве что перед праздниками, например, перед Пасхой — на фоне растущего спроса. Но сейчас спрос растет на фоне и других факторов. Среди них повышение располагаемых доходов населения — растут зарплаты практически во всех секторах экономики, увеличивается соцподдержка малоимущих граждан. И кроме этого, возрастают затраты бизнеса на производство, в частности, у производителей продуктов питания. Добавим, что сейчас мы обеспечиваем во многом и новые регионы России, где нужно поднимать экономику. Так вот, производство за такой динамикой спроса не успевает.
— Есть мнение, что раньше яйца продавали едва ли ни ниже себестоимости.
— И оно обосновано. Отношения яичных компаний с торговыми сетями нельзя назвать простыми: долгое время предложение превышало спрос. А яйца — продукт скоропортящийся, со средним сроком хранения около месяца. Получается, что продукцию нужно было доставить в течение нескольких дней после производства, вот и продавали ее ретейлерам по минимальной стоимости.
— А сейчас что-то кроме выросшего спроса изменилось?
— Я не раз говорил, что низкая цена — это прямая дорога к цене высокой в будущем. Отрицательная рентабельность и отсутствие новых крупных проектов привели к тому, что мы сейчас видим. Да, у нас есть успешные компании, но в целом отрасль стала почти убыточной. Компании мясной отрасли многие годы могли позволить себе масштабную модернизацию — стоимость продукции и особенности ее реализации давали возможность привлекать кредитные средства, инвесторов. У них было больше инструментов господдержки. Да и простой пример: мясо можно заморозить, если на рынке избыток предложения. Яйца теоретически тоже, но вот вряд ли они после этого понравятся покупателям. А затрат у птицеводческих компаний предостаточно.
— Вы сейчас говорите про подорожавшие корма и пищевые добавки?
— Не только. Хорошее мясо и яйца можно получить только от здоровой птицы. А для этого нужны средства как для лечебных, так и профилактических препаратов. Даже неопасные заболевания влияют на производительность. Сравним с людьми: от простуды мы, может, и не умрем, но полноценно работать не сможем. Так и приболевшая птица не станет хорошо и качественно нестись. А если вдруг случится птичий грипп — даже локально, то он повлечет огромные убытки, ведь придется уничтожать все поголовье, на его восстановление уйдет несколько месяцев. Поэтому траты на ветеринарные препараты, качественные кормовые добавки довольно заметные и растут.
Куриные яйца подорожали на Ставрополье. Фото: ИА Stavropol.Media
— О птичьем гриппе вроде давно не слышно.
— Нет, он то и дело возникает во всем мире. Буквально недавно видел информацию, что около 70 тысяч кур пришлось уничтожить в Японии, миллионы — в США. И возвращаясь к рентабельности. Некоторые яичные птицефабрики заявили о прекращении производства яиц переориентации на производство бройлеров. А небольшим фирмам выживать еще сложнее.
— И как можно изменить ситуацию?
— Объективно: если спрос будет намного превышать предложение, то никакие меры, проверки или угрозы административного воздействия не помогут сдержать цены. На строительство новых и модернизацию существующих производств нужны большие деньги. Да, у нас в стране выделяют сотни миллиардов рублей господдержки, в том числе для привлечения кредитов и инвестиций. Но вот какая часть из них достанется именно производителям яиц — вопрос. Но без доходности и прогнозируемой окупаемости инвесторы не придут.
Динамика потребительских цен на часть продуктов питания существенно отстает от продовольственной инфляции. Например, свинина за восемь лет подорожала на 25% при инфляции около 60%. Курица вот только последние полгода растет в цене, а до этого 15 месяцев подряд дешевела. В мясной отрасли тоже немало сложностей: начиная от подорожания оборудования до обеспечения той же эпизоотический безопасности. Но в яичной сфере еще сложнее.
Поэтому, на мой взгляд, надо разработать дополнительные эффективные инструменты господдержки, а не искусственно сдерживать цены, загоняя отрасль в окончательную деградацию. Хотя яйца и входят в список социально значимых продуктов питания, вредно и бесперспективно устанавливать максимально допустимую стоимость. Гораздо более полезно целенаправленно поддерживать тех, кому реально не хватает доходов для нормального питания.
Стоимость и мнения жителей — в репортаже ИА Stavropol.Media (ФОТО)