В 2021 году Министерство науки и высшего образования Российской Федерации совместно с другими органами федеральной власти начало разрабатывать программу стратегического академического лидерства "Приоритет 2030". Программа должна сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Проект получил внушительное государственное финансирование. В 2022 году для дальневосточных университетов был создан дополнительный трек. Тихоокеанский Медицинский стал одним из вузов ДФО, первым и пока единственным медицинским университетом Дальнего Востока России, чья программа развития до 2030 года получила значительную федеральную поддержку. О том, какие трансформации ждут медицинское образование на Дальнем Востоке, и какое значение это будет иметь для всех его жителей, в интервью ИА PrimaMedia рассказал проректор по развитию Тихоокеанского Медицинского Сергей Васильевич Лебедев.
Проректор Сергей Лебедев. Фото: ИА PrimaMedia
— Сергей Васильевич, расскажите с самого начала, что такое программа "Приоритет — 2030" и какие у нее цели?
— Программа "Приоритет — 2030" или, как мы ее сейчас называем, "Большой приоритет" предусматривает деятельность по двум основным направлениям. Трек "Исследовательское лидерство" — попытка подтолкнуть российские университеты выходить на практически полезные результаты научной деятельности. Второе направление — трек "Территориальное и (или) отраслевое лидерство" предполагает, что университеты становятся центрами развития территорий, объединяя вокруг себя всевозможные движения — общественные, образовательные, молодежные — для того, чтобы повысить качество и привлекательность жизни, стать своеобразным драйвером позитивных изменений в том регионе, где находится вуз.
В 2022 году для участия в программе было отобрано более 100 университетов Российской Федерации, появились положительные примеры и результаты. Однако критерии отбора не позволяли подавляющему большинству региональных Дальневосточных вузов включиться в конкурс. Именно поэтому в 2022 году по инициативе Минобрнауки России и Минвостокразвития России было запущено третье направление Программы — "Приоритет-2030. Дальневосточный трек". Конкурсный отбор в эту программу был запущен только для вузов, находящихся на территории Дальнего Востока России. Таких университетов всего 38. Когда все эти вузы заходили в конкурс, была поставлена задача — подготовить программу развития университета со сроком реализации до 2030 года.
Руководство вуза на конкурсном отборе программы "Приоритет-2030. Дальневосточный трек". Фото: Тихоокеанский Медицинский
Таким образом, с 2022 по 2030 год мы должны сделать жизнь на Дальнем Востоке России более привлекательной и комфортной, обеспечить, чтобы сюда потянулось население. Дополнительным импульсом стал разворот государственной политики на восточные рубежи. Посыл сделать жизнь на территории ДФО более комфортной и привлекательной очень амбициозен и многогранен. Мы понимаем, что университеты макрорегиона могут сделать значительный вклад в решение этой задачи.
Ректор Тихоокеанского Медицинского Валентин Борисович Шуматов сформулировал для команды вуза лозунг, с которым мы выиграли конкурсный отбор и сделали своим девизом. Звучит он так: "Мы родились и выросли на Дальнем Востоке России, нам здесь учиться и осваивать профессию".
— Как вы охарактеризуете Тихоокеанский Медицинский на старте этой программы, перед тем, как вы зашли в "Приоритет-2030"?
— Когда заходили в программу, мы подвели итог нашего нынешнего статуса. С одной стороны — да, нам присущи черты провинциального вуза. А что это значит? Это означает дефицит кадров на рынке труда — преподавательских и научных. Низкий конкурс среди абитуриентов и тенденция к ежегодному снижению среднего балла ЕГЭ, ведь лучшие старались уезжать и поступать в центральные медицинские университеты России.
Еще одна характерная черта — это недостаточная узнаваемость нашего вуза, которая не позволяет нам привлечь лучших преподавателей, поэтому мы часто проигрывали конкурентную борьбу в сфере медицинского образования. Еще один аспект — мы очень долго "варились в собственном соку": нам финансово непросто добираться в центральные регионы, чтобы преподаватели могли проходить повышение квалификации в ведущих научных и образовательных центрах. И эта совокупность проблем привела к тому, что мы хоть и выполняли свою функцию как университет, но качество этого процесса не повышалось. А условия развития страны и требования отрасли требуют от нас серьезного повышения качества медицинского образования, запуска передовых научных исследований. Вот почему для нас важно было попасть в эту программу.
Мы сегодня работаем и решаем проблему кадрового дефицита региональных систем здравоохранения в пяти крупнейших регионах Дальнего Востока — Приморский край, Сахалинская область, Камчатский край, Чукотский автономный округ и Республика Саха (Якутия).
Эти регионы не получали от нас необходимое количество выпускников, обладающих специальными знаниями, которые нужны для работы именно в Дальневосточном регионе. У регионов Дальнего Востока есть свои особенности — климатические, территориальные, популяционные. Невозможно сравнить плотно населенный регион центральной России и наши регионы, которым характерна низкая плотность населения, широко представлен вахтовый метод работы в изолированных и удаленных трудовых коллективах. Поэтому подготовка кадров с учетом региональной специфики — это крайне важный аспект.
Следующий компонент, и это красной нитью проходит в "Приоритете-2030" — мы должны заниматься разработкой технологий оказания медицинской помощи, лекарственных средств, которые, базируются на богатствах дальневосточных флоры и фауны. А это уже — медицинская наука.
Мы ясно осознавали запрос регионов ДФО на адаптацию определенных схем лечения для условий Дальнего Востока, в том числе с внедрением современных цифровых технологий.
Таким образом, сегодня мы отдаем себе отчет, что университет не в полной мере отвечает запросам регионов по двум глобальным направлениям: количество квалифицированных, ориентированных на работу на Дальнем Востоке выпускников, и выполнение необходимых макрорегиону научных исследований. Почему? Отсутствие передовых лабораторий и дефицит современного оборудования, а самое главное — отсутствие умения работать на этом оборудовании.
Но с другой стороны — прекрасный коллектив Тихоокеанского медицинского, готовый справиться с любыми испытаниями, огромный потенциал партнерских связей с передовыми медицинскими вузами России и зарубежья, научная мощь и многолетний опыт совместных разработок с институтами Дальневосточного отделения Российской академии наук, тесное взаимодействие и взаимная поддержка с региональными Министерствами здравоохранения, растущий по всей стране престиж медицинского образования!
Вот такой старт был у нас на момент конкурсного отбора из 38 вузов Дальнего Востока.
— Как участие в программе "Приоритет-2030" поможет вам трансформировать вуз?
— "Приоритет 2030. Дальневосточный трек" — это, прежде всего, очень серьезная финансовая поддержка. На два месяца прошлого года мы получили на реализацию программы развития университета более 71 млн рублей. По итогам деятельности в период с ноября 2022 по февраль 2023 года мы уже показали достойные результаты. Тихоокеанский Медицинский вошел в тройку лидеров среди вузов "дальневосточного трека", каждый из которых получили максимальное финансирование. На этот год оно составило уже 316 млн рублей. Это является предметом нашей гордости, но и ставит перед нами очень высокую планку.
На что мы можем использовать эти средства? Программа приоритета предусматривает два основных направления деятельности.
Первое направление — это глобальная трансформация всех процессов в нашем университете. Перед командой Тихоокеанского Медицинского стоит задача трансформировать все стандартные для вуза виды деятельности — образование, науку, молодежную, кадровую и цифровую политики и так далее.
Второе направление — это реализация так называемого стратегического проекта. Его каждый вуз разрабатывал и формулировал самостоятельно. Это своего рода главное направление атаки — вектор, на котором мы хотим получить очень серьезные результаты для макрорегиона и населения Дальнего Востока России. Наш стратегический проект звучит так: "Медицинские кадры и передовые медицинские технологии — для Дальнего Востока России".
— Давайте по порядку. Трансформация университета. С чего вы начали этот процесс?
— Когда мы говорим о трансформации наших обычных видов деятельности, основа основ и фундамент любого университета — это образовательная деятельность. Нам нужно набрать нужное количество абитуриентов, качественно их обучить, выпустить с таким багажом знаний и умений, чтобы они прошли квалификационные испытания и получили диплом, а в дальнейшем — успешно прошли аккредитацию специалиста и получили право на практическую деятельность. Мы уже долгое время работаем с региональными министерствами здравоохранения и понимаем, что дефицит медицинских кадров в настоящее время есть на любой территории Дальнего Востока.
Сегодня мы выпускаем около 750 специалистов в год. Для обеспечения потребности Дальнего Востока в медицинских специалистах нам надо выпускать в два раза больше — 1500 врачей в год. Тогда за несколько лет мы разрешим проблему кадрового дефицита.
Но чтобы столько выпустить, нам надо привлечь к себе абитуриентов. Поэтому одна из главных зон трансформации образовательной деятельности — это новая система профориентации. Сегодня мы направляем на эту деятельность значительно большие ресурсы. Мы разработали целый ряд творческих, интересных методик мотивации молодежи к тому, чтобы поступить в медицинский вуз. Например, одна из этих программ уже привлекла внимание на федеральном уровне, она называется "Поступай, как я" — когда наши студенты отправляются в свои родные школы и населенные пункты на каникулы и там проводят встречи со школьниками. На сегодняшний день эта форма уже привела к охвату почти 5000 потенциальных абитуриентов по всем регионам Дальнего Востока и за его пределами. Также мы большим "десантом профессионалов" из преподавателей, практикующих врачей и психологов выезжали в каждый регион Дальнего Востока и рассказывали школьникам о профессии врача.
Наладить систему профориентации — это игра вдолгую. Важно понимать, что первые встречи с будущим абитуриентом должны состояться на уровне шестого-седьмого класса. Школьник должен понять, что хочет стать врачом и вовремя задуматься, на каких предметах нужно особенно сфокусироваться, чтобы потом поступить в медуниверситет — это химия и биология. А наша задача помочь ему в этом, поддерживать стремление к будущей профессии, практически персонально сопровождать заинтересованных до момента поступления в наш университет. Именно такую систему мы и начали разрабатывать.
— Среди школьников существует стереотип, что поступить в медуниверситет очень сложно…
— В медицинский поступить не сложнее, чем в любой другой вуз. Нужны хорошие школьные знания и желание связать свою жизнь с медициной. Другой вопрос, что мы стараемся вовремя донести до будущих абитуриентов понимание, что обучение в медицинском вузе и работа в медицине сильно отличается от многих других специальностей. Решая стать врачом, юноши и девушки заключают сами с собой своеобразный строгий социальный договор.
Это значит: я обязуюсь ответственно учиться, не сдаваться перед препятствиями, привыкать принимать решения в стрессовых ситуациях и нести за них ответственность, стремиться к повышению культурного уровня, не допускать вредных привычек, всегда выглядеть аккуратно и опрятно, всю профессиональную жизнь повышать свою квалификацию, потому что я буду общаться с пациентами, людьми, которым больно и плохо, у которых нет сил самим справиться с недугом и осталась одна надежда — на меня, на мои знания и умения, от меня будет зависеть жизнь человека.
Согласитесь, это серьезный выбор. Но взамен ты получаешь ощущение, которое ничем не заменишь и ни с чем не сравнишь — ты спасаешь жизнь людей. Все те, кто это почувствовал, они уже навсегда в медицине. И именно это мы рассказываем нашим потенциальным абитуриентам. А еще рассказываем, что нынешние наборы студентов через некоторое время не узнают наш университет, они уже будут учиться в совершенно другом вузе.
— А что изменится непосредственно в образовательном процессе?
— Становится понятно, что сегодня нужно учить медицине по новым принципам. Мы однозначно планируем сохранить и использовать все то лучшее, что есть в традиционной системе подготовки и привнесем новые методы и подходы. Молодежь стала другой. И это прекрасно! Они по-другому усваивают информацию, их интеллект и память работают совсем на других скоростях, в другом режиме. И это надо учитывать.
Этому посвящена значительная часть программы развития в рамках "Приоритета-2030". Первое и самое главное, что уже удалось достичь: мы изменили и оптимизировали рабочие учебные программы 6-летней подготовки по всем нашим специальностям. С годами там накапливались ошибки, в итоге не всегда соблюдается линейка правильной взаимосвязи и соотношения учебных дисциплин. Еще одно важное последствие этих процессов — программы разных специальностей настолько разошлись между собой, что студенту, который в процессе обучения после первого или второго курса хотел сменить специальность, сделать это было практически невозможно.
В Институте симуляционных и аккредитационных технологий Тихоокеанского Медицинского. Фото: ИА PrimaMedia
Поэтому ректор нашего университета Валентин Борисович Шуматов распорядился сделать так, чтобы первые два года все учились по сходным программам. Чтобы в этот период были сконцентрированы базовые университетские и фундаментальные медицинские дисциплины, необходимые для любой медицинской профессии. Так произошла модернизация рабочих планов: унифицирован набор дисциплин на первом и втором курсе, они были сжаты таким образом, чтобы максимум времени освободить для изучения клинических модулей. Теперь, во-первых, студенты смогут при необходимости осуществить горизонтальное перемещение между направлениями подготовки в течение первого-второго курса, а, во-вторых, мы начали большую работу над восстановлением правильной последовательности освоения медицинских знаний.
— Будут ли в учебных планах специальные "дальневосточные" медицинские дисциплины?
— Да, мы уже ввели в рабочие программы те дисциплины, в которых заинтересованы региональные системы здравоохранения ДФО. Мы стремимся к тому, чтобы большинство врачей, которых мы выпускаем, работали на территории Дальнего Востока. А, соответственно, они нуждаются в особых знаниях, навыках и умениях.
Я приведу один пример. Сегодня на Дальнем востоке России реализуется "мегапроект" — это Северный морской путь. Миллиарды рублей вложений в инфраструктуру, строительство портов, коммуникаций, судостроение. Но ведь там будут работать люди. Люди будут работать вахтовым способом. Это — особые условия труда и быта, замкнутые коллективы, низкая доступность медицинской помощи, и качество ее порой под вопросом. Чтобы быть готовым работать в таких условиях, врач должен обладать целым набором сверхкомпетенций. Сейчас врача "доучивает" жизнь там, на месте. Мы же ставим перед собой цель научить его работать в таких условиях, пока он учится у нас.
— Вы говорили, что изменятся и методы преподавания, и подходы к получению медицинского образования…
— Да, то, что мы планируем сделать дальше, пока воспринимается всеми как фантастика. Мы дадим студентам возможность самостоятельно выбирать индивидуальную траекторию обучения. Базовый уровень будет для всех одинаковый. Это как раз первые два курса. Сейчас третий и четвертый курс — это большой набор дисциплин, на которых преподаются разные клинические направления, а пятый-шестой курс — это своеобразное сведение всего полученного спектра знаний воедино с целью подготовить выпускника, с одной стороны, к работе в условиях первичного поликлинического звена, а, с другой стороны, к возможному поступлению в ординатуру для освоения узкой специальности.
Мы хотим сделать так, чтобы базис у всех был одинаковый, но на третьем-четвертом курсе студенту была предоставлена возможность индивидуально собрать свою программу.
Что это значит? Молодой человек хочет стать хирургом. Прекрасно — мы предложим ему специально разработанную траекторию, которая позволит ему, не снижая качества базовой подготовки, из широкого набора дополнительных дисциплин выбрать имеющие хирургический уклон. Кто-то хочет стать кардиологом — у него будет своя траектория, свой набор дисциплин.
На пятом и шестом курсах этот широкий выбор и спектр знаний снова концентрируются, сплетаются в единую программу.
— Как тогда одновременно сделать так, чтобы по итогам обучения врач был с одной стороны универсальным, а с другой — не потерял стремления к выбранной специальности?
— Очень важно сбалансировать: чтобы студент к пятому курсу имел необходимую крепкую базовую подготовку и индивидуальный набор знаний, по специальности, которая его самого привлекает. Не секрет, мы часто видим, что к четвертому-пятому курсу у обучающихся порой глаза гаснут, исчезают мечты и стремление к специальности. Почему? Потому что они идут по этой жесткой вертикальной образовательной трубе. Хочешь стать хирургом? Кардиологом? Участковым терапевтом? А тебя все равно гонят по одной общей линейке. Нет, мы хотим в середине образовательной программы дать ему возможность выбора. А на пятом и шестом курсе подготовить студентов к работе в первичном звене. Но, потом можно пойти в ординатуру на свою любимую специальность, и тогда пригодится этот блок дополнительных знаний, которые за счет индивидуальной траектории у него уже сформировались.
Поэтому мы говорим о том, что для третьего и четвертого курсов должна быть разработана библиотека сценариев по принципу "я хочу стать…". Нажал на кнопочку — и компьютерная программа выдает тебе индивидуальный план, какие дисциплины лучше освоить на продвинутом уровне. Повторюсь, что к пятому и далее курсам все студенты опять выйдут на единую траекторию подготовки к работе в первичном звене здравоохранения.
— Получается, не будет сформированных студенческих групп?
— Мы задумываемся над этим! Мы ведь как десятилетиями привыкли: пришла, например, на занятия группа номер 406 — от Иванова до Петрова. А Иванов и Петров — это разные люди. Иванов хочет пойти в хирургию. Петров хочет пойти в кардиологию. А кто-то мечтает стать участковым педиатром. Как мы можем одинаково им преподавать? Если он увлечен каким-то направлением, дайте ему возможность это изучать углубленно. И выпускник уже будет совершенно другой: он горит профессией, он имеет знания другого уровня, у него высокая мотивация. И вот мы получаем врача, который соответствует чаяниям населения Дальнего Востока и тем крупным проектам, которые здесь будут реализованы.
— Если, по вашим словам, выпуск должен увеличиться в два раза — с 750 до 1500 человек, как с таким количеством справится имеющаяся у университета база?
— Когда мы говорим о таком объеме приема и выпуска, мы понимаем, что общее количество обучающихся у нас должно увеличиться с 4,5 до 9 тысяч человек. А зданий и территории больше не становится. Поэтому мы говорим о том, что должна пройти очень грамотная, очень продуманная интеграция наших традиционных систем обучения с электронным образованием. Практическая подготовка неприкосновенна — это всегда только плечом к плечу с наставником, это работа с манекенами, это под контролем врача зайти в палату к пациенту. А вот какая-то часть теории должна быть введена в электронную информационно-образовательную среду. Мы уже внедрили эти методики во время пандемии.
И сейчас мы уверены: необходимо грамотное и качественное применение электронных систем медицинского образования именно в том месте, где это нужно. Какую-то часть знаний студент может почерпнуть сам в удобное время из электронной среды.
Когда мы только начали использовать электронные системы, мы были поражены, что время, когда студенты предпочитают осваивать материалы на нашем дистанционном портале — это с 9 вечера до 2 часов ночи. Это современная молодежь, они действительно готовы принимать информацию ночью. И результат лучше получается. Так зачем мы их насильно загоняем в лекционный зал в восемь утра? Они не готовы воспринимать информацию утром, а мы не готовы читать лекции по ночам. Компромисс — это внедрение электронных образовательных технологий с системой контроля сформированности знаний. Поэтому сегодня мы очень активно продвигаем это направление, в том числе и в рамках "Приоритета".
— Образование — это только первое направление трансформации университета. Какое второе?
— Второе направление изменения нашей деятельности — это научная деятельность. У нас много было стратегических сессий, мозговых штурмов. И каждый раз мы приходили к такому вопросу: а мы что, наукой не занимаемся? Занимаемся, конечно. У нас каждая кафедра, каждый институт имеет научную тему, а то и несколько научных тем, достойную публикационную активность, и школы научные сформированы. Наукой мы занимаемся, а территория Дальнего Востока требует от нас немножко другого вектора этой науки — ближе к практике, к проблемам и запросам региона. Конечно, фундаментальная наука очень важна, это основа основ. Но населению Дальнего Востока нужны научно-прикладные исследования, которые уже завтра сделают жизнь более качественной: здоровье поправят, дадут новые лекарства или передовые изделия медицинского назначения. И когда мы это поняли, мы решили дополнительно сфокусироваться на трех ключевых направлениях.
Новый образовательный класс виртуальной реальности. Фото: Тихоокеанский Медицинский
Первое — это персональные и популяционные генетические исследования. Чтобы заниматься генетикой, у нас должна быть полноценная генетическая лаборатория. Ее создание мы заявили в проекте "Приоритета". За несколько лет мы ее построим, оснастим, обучим персонал — врачей, исследователей, научных работников.
Второе направление — это как раз то, чего очень долго не хватало на Дальнем Востоке. Это изучение технологий медицины труда и укрепления здоровья работающих. Это те специальные методики, которые позволяют правильно устроить труд, быт, общественную жизнь, чтобы она максимально способствовала сохранению и укреплению здоровья, особенно в изолированных трудовых коллективах. Здесь однозначно заказчиками будут как раз крупные промышленные дальневосточные предприятия. У них на высоком уровне должна быть поставлена система и охраны труда и медицины труда, и, соответственно, система укрепления здоровья.
Третье направление — это создание и внедрение цифровых технологий в медицине. Мы запланировали создать и запустить лабораторию цифрового медицинского лидерства на Дальнем Востоке. Там уже искусственный интеллект, системы поддержки принятия врачебных решений, умные приборы, умные медицинские изделия, телемедицина. К примеру, вместе с Институтом автоматики и процессов управления ДВО РАН мы начинаем проект по созданию системы искусственного интеллекта в реабилитации после острых инсультов.
Также мы планируем развивать деятельность в рамках четвертого направления — разработка и создание новых фармацевтических субстанций, лекарств, материалов, медицинских изделий, которые обладают медицинскими свойствами высокого уровня.
Но при этом от создания чисто научных лабораторий мы пришли к необходимости появления подразделений, на базе которых будет не только вершиться большая наука, но и оказываться медицинская помощь высокоспециализированного профиля. Ведь население заинтересовано пользоваться результатами научной деятельности.
— Какими силами вы будете проводить все эти изменения? Готовы ли сотрудники вуза к ним?
— Кадровая политика уже подверглась серьезным изменениям. Этому посвящена отдельная часть нашей программы. Из молодых и перспективных сотрудников выбран руководитель направления, который занимается трансформацией кадровой и, соответственно, молодежной политики.
"Приоритет-2030" дает нам возможность привлекать сотрудников извне. Разработан комплекс мероприятий по поиску исследователей и научных работников, преподавателей, которые являются экспертами высокого уровня в своей области знаний, и привлечению их сюда, на Дальний Восток. Предусмотрено финансовое возмещение их переезда на определенный срок, предоставление жилья, доступа к научной и лабораторной базе.
Мы ищем романтиков, которые еще не перевелись в нашей стране: посмотреть Дальний Восток, узнать, как живут здесь люди, и привнести сюда новые идеи, стили преподавания, научные мысли, подходы в исследовательском процессе.
Один в поле не воин! У нас есть стратегические партнеры — ведущие медицинские и цифровые вузы, национальные медицинские исследовательские центры, отраслевые НИИ, институты ДВО РАН. Они очень заинтересованы, чтобы в Тихоокеанском Медицинском сформировался коллектив, который работает в унисон с ними, готовы делиться своими знаниями и компетенциями. Поэтому мы туда будем транслировать нашу потребность, и с их помощью находить тех, кто мог бы приехать на Дальний Восток.
Наконец, новое рождение должна будет пережить молодежная студенческая наука.
— А как будете работать со своими кадрами?
— Конечно, мы не собираемся только "варягов тут собирать". Приток свежих подходов нам нужен, но основа основ — это наш коллектив.
Поэтому сегодня одним из ключевых направлений является мотивация, поддержка и повышение квалификации нашего профессорско-преподавательского состава. А масштабы просто несравнимые с тем, что делалось десятилетиями до этого. Вот вам несколько примеров. Недавно закончилось обучение сразу 100 преподавателей. Это пятая часть всего коллектива. Они прошли обучение по навыкам преподавания в электронной информационно-образовательной среде в одном из ведущих вузов Российской Федерации — Университете Иннополис.
Также у нас планируется взаимодействие с еще одним нашим стратегическим партнером — ДВФУ — обучение 75 преподавателей Тихоокеанского медицинского по вопросам современной педагогики.
Третье направление — около 40 преподавателей уже этой осенью в Москве пройдут повышение квалификации по использованию новых технологий в медицинском образовании. Речь идет о новых методиках преподавания с использованием симуляторов и манекенов.
Таким образом, почти половина нашего профессорско-преподавательского состава пройдет серьезное повышение квалификации в этом году и еще половина — в следующем. Также сегодня мы начинаем работать над тем, чтобы повысить мотивацию наших сотрудников.
Мы хотим мотивировать преподавателей включаться в научные разработки с четким и понятным результатом. По результатам конкурса проектов среди профессорско-преподавательского состава нашего вуза более 35 млн. рублей уже выделено на доплаты к заработной плате преподавателям, чьи проекты победили в этом конкурсе.
— Как вы связываете кадровую и молодежную политику?
— Осенью мы планируем пригласить из Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна несколько лекторов, чтобы они провели в нашем университете стратегическую сессию по активизации кадрово-молодежной политики. О чем я говорю? В каждом университете есть четкая иерархическая лестница, административные ступени, профессиональный лифт: ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой, руководитель департамента, проректор. Мы хотим построить аналог этого лифта. Если есть преподаватель, носитель новой идеи, новой философии в нашем медицинском вузе, он сможет повысить свою мотивацию, начав организовывать и управлять молодежными студенческими коллективами.
Нам нужны выпускники, которые умеют креативно думать, обосновывать свои решения, отвечать за свои действия и владеют проектными методиками. Мы хотим вырастить активную творческую личность, которая идет вперед и четко видит свою траекторию. А это все нужно воспитывать в рамках грамотно построенной молодежной политики. Так мы сможем сформировать драгоценный запас кадров для нашего профессорско-преподавательского состава.
Обучение персонала. Фото: Тихоокеанский Медицинский
Молодежная политика направлена преимущественно на студенчество. Это попытка вовлечь студенчество в управление вузом. Мы видим примеры, когда при грамотно выстроенном студенческом самоуправлении вуз начинает развиваться просто стремительно. Молодые люди являются носителями уникальных способностей. Мы пока делаем только первые шаги. Создан студенческий ректорат. Начата работа по привлечению передовых практик работы с молодежью.
— Давайте перейдем ко второй части программы развития Тихоокеанского медицинского. Что такое стратегический проект и в чем он у вас заключается?
— По логике программы "Приоритет-2030", стратегический проект — это тот максимальный результат, который мы можем обеспечить за счет внутренней трансформации для пользы региона, в котором мы работаем. А мы на сегодняшний день работаем в условиях макрорегиона — это Дальневосточный федеральный округ. Наш стратегический проект получил название "Медицинские кадры и передовые медицинские технологии — для Дальнего Востока".
Какая в нем главная мысль? Прежде всего, мы считаем, что роль вуза для внешнего окружения — это обеспечить доступ населения Дальнего Востока к целому ряду высокоспециализированных видов медицинской помощи, оказание которых затруднительно организовать на уровне каждого региона путем содержания необходимой базы оборудования и компетентных кадров. Но федеральные средства программы "Приоритет — 2030" позволят нам у себя создать такие медицинские подразделения.
Так появился проект "Созвездие университетских клиник", которые будут созданы в структуре Тихоокеанского государственного медицинского университета. Это медико-генетическая консультация, центр цифровой патоморфологии, университетская стоматологическая клиника с полным цифровым контуром оказания стоматологической медицинской помощи, центр медицины труда и общественного здоровья, а также фармацевтический комплекс, который будет включать в себя роботизированную аптеку.
— Расскажите подробнее, какие возможности дадут университетские клиники жителям Дальнего Востока?
— Возьмем пример медико-генетической консультации Дальнего Востока. Эта специализированная медицинская организация с оборудованием стоимостью около 300-400 млн. рублей. Там должны работать врачи-специалисты с совершенно уникальными компетенциями. Мы организуем у себя полный контур по предоставлению пациентам генетической медицинской помощи — от получения биологического материала до выполнения исследований генома и предоставлению медицинского заключения. Сегодня эта услуга для жителей Дальнего Востока доступна только в центральной части России.
Между тем наша университетская клиника позволит жителям ДФО делать такие уникальные анализы здесь. Мы уже знаем, что генетический анализ, сделанный в младенческом возрасте, позволяет родителям сэкономить 5-6 лет хождения по всевозможным врачам в поисках причины заболевания у ребенка. Раннее выявление различных патологий позволяет применять эффективные профилактические меры, а в ближайшей перспективе и лечение против целого ряда серьезных заболеваний.
Лаборатория цифровой патоморфологии — тоже уникальное направление. Методики этой университетской клиники позволяют провести гистологический анализ тканей, подтвердить или опровергнуть уже поставленные диагнозы, определить причину самых разных патологий, увидеть изменения клеточных структур, которые могут свидетельствовать о зарождении новообразований. И здесь очень важно оценить гистологический материал на экспертном уровне. Зачастую важно второе мнение. Но какой процент таких срезов попадает на второе врачебное мнение на Дальнем Востоке? Мы планируем совместно с Министерствами здравоохранения регионов ДФО добиться оснащения специальными медицинскими сканерами ведущих медицинских организаций на Дальнем Востоке. Там врачи смогут делать цифровое изображение клеток очень высокого качества. А в университетской клинике будет проводиться анализ этих изображений на экспертном уровне.
Более того, станет доступна обработка цифровых изображений специальными программами, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта. Мы надеемся, что таким путем мы сможем очень сильно продвинуться в выявлении, а соответственно, и в лечении онкологии на Дальнем Востоке.
Имеются противопоказания. Фото: Имеются противопоказания
— А что такие клиники будут давать непосредственно университету?
— Это тоже важное направление стратегического проекта — они дадут базу для прорывных научных исследований. Помимо оказания помощи пациентам, что само по себе очень важно и нужно, они обеспечат создание огромных баз данных, доступ к которым получат наши научные коллективы. Вот с теми как раз привлеченными учеными из других регионов, из других университетов. Они смогут генерировать совершенно новые научно-прикладные идеи, которые должны воплотиться в выход через 3-5 лет на рынок новой медицинской технологии, диагностикума, методики.
— Какая общая сумма будет направлена на материально-техническое оснащение Университетских клиник? И какой эффект вы ожидаете в итоге получить от этих вложений?
— В этом году Тихоокеанский Медицинский из общего бюджета программы развития направит на приобретение оборудования и специализированных программных продуктов более 200 миллионов рублей. К 2025 году мы должны закончить основные масштабные финансово ёмкие проекты и выйти на совершенно новый уровень преподавания, научной деятельности и оказания медицинской помощи на Дальнем востоке России.
И тогда вуз сможет превратиться в самостоятельного игрока на инвестиционном рынке.
Ведь какова модель современного университета? С одной стороны, это структура, которая призвана выдать на рынок выпускника нужного качества с нужными умениями, знаниями и навыками, постоянно трансформирующаяся и повышающая качество своей работы. С другой стороны, вуз — это структура, которая за счет своей лабораторно-научной базы способна производить совершенно новый инновационный продукт, нужный для отрасли и региона, претендующий на внешнее финансирование.
И вот так начинается круговорот. Чем более высокотехнологическими становятся наши научные и медицинские подразделения, тем больше нужно качественных кадров для обеспечения их работы. Откуда мы их возьмем? Мы будем их готовить и выпускать. Нам нужно будет постоянно повышать уровень подготовки выпускников, чтобы они могли работать в наших передовых лабораториях. Продуктом функционирования станет создание новых материалов, приборов, лекарств, медицинских и организационных технологий, обладающих инвестиционным потенциалом.
— Верит ли коллектив Тихоокеанского медицинского в успех при реализации таких грандиозных планов?
— "Сделаем вместе Тихоокеанский Медицинский великим!" — с таким девизом мы прошли конкурсный отбор и приступили к реализации Программы развития нашего университета. Ректор Валентин Борисович Шуматов представил и обосновал основные положения по трансформации вуза в Министерстве здравоохранения Российской Федерации и получил полную поддержку перспективных планов. Нас поддерживают стратегические партнеры — признанные лидеры и эксперты отрасли. Коллектив Тихоокеанского медицинского сегодня с уверенностью смотрит в будущее и верит в победу!
Ректор Валентин Шуматов. Фото: ИА PrimaMedia