"Ну, будете у нас на Колыме…". Со дня рождения Леонида Гайдая исполняется 100 лет
Культовый советский комедиограф родился в Приамурье, объезжал лошадей в Забайкалье, а Труса, Балбеса и Бывалого придумал в Иркутске
30 января исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссёра Леонида Гайдая (1923-1993). Он появился на свет в Амурской области, провёл юность в Иркутске, военную службу начинал в Забайкалье, а первую ленту снял в верхнеленском Качуге. О малоизвестных страницах его биографии специально для ИА Stavropol.Media рассказывает Василий Авченко.
Иркутская история Гайдаев
В 1908 году в Кременчуге осудили эсеров, экспроприировавших наличность у свеклопромышленника Богданова — на революционную деятельность. По этому делу шесть лет и восемь месяцев каторжных работ получил и 22-летний Иов Гайдай, арестованный ещё в 1906-м. Он происходил из крестьян Полтавской губернии, с детства работал — на свекловичных плантациях, на мельнице. Роль Гайдая в "эксе" за давностью лет затуманилась: то ли он действительно участвовал в налёте, то ли просто прочёл прокламацию не там, где надо… Иова отправили на Дальний Восток строить Амурскую железную дорогу — один из последних участков Транссибирской магистрали.
Иов Исидорович Гайдай, около 1913 г.. Фото: baikal-info.ru
Когда в 1913 году срок каторги вышел, Гайдай остался в Приамурье, работал по-прежнему на железной дороге. В 1918 году стал счетоводом в управлении Амурской железной дороги, располагавшемся в городе Свободном (основан в 1912 году, назван Алексеевском в честь наследника престола; в 1930-х город с вольнолюбивым именем станет одной из столиц советской пенитенциарной системы — здесь расположится управление БАМЛага). Бывший балтийский матрос родом с Рязанщины Егор Любимов, тянувший с Гайдаем каторжную лямку, заочно познакомил его с сестрой Марией, в итоге та вышла за Иова замуж.
У Гайдаев родилось трое детей. Старший, Александр, стал журналистом и поэтом, заслуженным работником культуры РСФСР. В 1945 году он в качестве военкора газеты Забайкальского фронта "Вперёд, к победе!" участвовал в разгроме японских войск в Маньчжурии, был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Демобилизовался в 1953 году в звании майора, работал собкором ТАСС. Средняя, Августа, стала инженером-металлургом, работала на Иркутской слюдяной фабрике. Младший — известный всей стране режиссёр — родился в 1923 году там же, в Свободном Амурской губернии Дальневосточной области.
Приамурья, впрочем, он запомнить не мог: уже через несколько месяцев Иова Гайдая перевели в Читу. А в 1931 году Гайдаи перебрались в Иркутск — центр Восточно-Сибирского края. Иова Исидоровича назначили начальником Иркутского дорожного филиала Читинской фабрики модернизированного учёта. Впоследствии он много лет работал экономистом в управлении Восточно-Сибирской железной дороги. Сначала жильё пришлось снимать, потом Гайдай-старший построил дом с русской печью, подполом и приусадебным участком в иркутском предместье Глазково — на левом берегу Ангары, недалеко от железнодорожного вокзала. Этот дом по улице Касьянова, 35 сохранился. Будущий режиссёр учился в железнодорожной школе № 42 — в шаговой доступности от дома (сегодня это лицей № 36 ОАО "РЖД"), окончил её накануне Великой Отечественной войны.
Гайдай вспоминал, как он узнал о нападении Германии: "Как раз в это время я с папой сажал тополя перед домом… Почему-то в то время нам (я имею в виду товарищей по школе) было очень весело, каждый хотел быстрее попасть в армию, отправиться на фронт воевать с фашистами". Гайдай пошёл в военкомат — записаться добровольцем, но юношей его возраста стали призывать только через несколько месяцев. Тогда Леонид, в душе — давно артист, устроился в Иркутский драматический театр рабочим сцены. Когда в эвакуацию прибыл Московский театр сатиры под руководством Владимира Хенкина, иркутскую труппу отправили в Черемхово. "Я был оставлен в Т-ре сатиры. Работал — ставил декорации, открывал и закрывал занавес… — вспоминал Гайдай. — Познакомился с такими замечательными актёрами, как В. Я. Хенкин, П. Н. Коль, Н. И. Слонова, А. И. Любезнов, Е. Я. Милютина и др. Некоторым из них — бегал за водкой". Это была его первая профессиональная школа.
Леонид_Гайдай, 1941 год. Фото: из соцсетей
Путь кавалериста и разведчика
7 февраля 1942 года 19-летнего Гайдая призвали в армию. Согласно ряду публикаций, первым делом новобранца направили в Монголию, однако эта кочующая от биографа к биографу деталь не выдерживает проверки. Гайдай писал из армии однокласснику Владимиру Соболю: "…Призван в армию в кавалерию. Служу с твоим братом Валентином на станции Ага. Вместе с сослуживцами заарканиваем диких монгольских лошадок, приучаем их к узде, к седлу и затем отправляем на фронт… Садимся на этих монгольских лошадок, ноги наши на земле, а лошадки из-под нас выходят. Они ведь низкорослые" (не из этого ли армейского воспоминания возник ослик киношного Шурика из "Кавказской пленницы" (6+)?).
В 1983 году в письме брату Александру писал о том же: "Повезли нас на восток и высадили на станции Ага… Зима, ветер. Часть наша называлась "КДП-10"… По приезде мы стали строить конюшни и коновязи. За 15 км пешком, естественно, уходили после завтрака в лес. Рубили берёзы и на своих плечах тащили их в часть. В день — один рейс. Тяжело было, некоторые не выдерживали… Наступила весна, на сопках появился лук-мангыр, существенная добавка к нашему скудному пайку. И тут пригнали табун диких лошадей из Монголии… Задача наша была такая: из диких лошадок сделать более или менее послушных. Ловили их арканом (особенно это удавалось бурятам, которые были в нашей части), приучали к недоуздку, потом к узде, затем к седлу, объезжали. После этого прирученных лошадей отправляли на фронт. А с ними уезжал кто-либо из нашей части".
Ни о какой Монголии Гайдай не пишет. Станция Ага, где он служил, находится в Агинском Бурятском округе Забайкальского края. Округ тогда назывался "Агинским Бурят-Монгольским" (этноним "бурят-монголы" в 1958 году из политических соображений заменили на "буряты"). Видимо, адрес, стоявший на армейских письмах Гайдая, ввёл в заблуждение его биографов. На деле его прикосновение к Монголии ограничилось объездкой лошадок (в годы войны МНР поставила СССР полмиллиона невысоких выносливых "монголок", дошедших до Берлина).
Здесь же, в Забайкалье, Гайдай, согласно его письмам, стал сержантом, командиром отделения. Осенью 1942 года попал в Череповец, где формировались части, отправлявшиеся на фронт. В фильме Гайдая "Операция "Ы" (6+) Верзила Федя, сыгранный Алексеем Смирновым (фронтовик, кавалер двух орденов Славы), на каждое предложение милиционера — "Песчаный карьер — два человека… Цементный завод… Погрузка угля… Уборка конюшен…" — отвечает: "Я!". Именно так отвечал Гайдай, когда в Череповце отбирали добровольцев в авиацию, танковые войска, кавалерию… Если, конечно, это не легенда.
Полковой разведчик 381-й стрелковой дивизии сержант Леонид Гайдай. Фото: из соцсетей
А вот факты, подтверждаемые документами. Гайдай служил разведчиком в 1263-м стрелковом полку 381-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта. "Я и ещё ребята, с которыми я был на востоке, решили идти в разведчики. Романтика!" — вспоминал он. Дальше: "В ноябре 1942 года начались фронтовые будни. Еженощный поиск…". Гайдай отличился в Великолукской наступательной операции в Псковской области. В приказе о его награждении медалью "За боевые заслуги" говорится: "В боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника, лично уничтожил трёх немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного". Тогда же Гайдая приняли кандидатом в партию.
Весной следующего года, возвращаясь из поиска с захваченным "языком" у города Новосокольники Псковской области, разведчик Гайдай подорвался на противопехотной мине. "Сержант Леонид Иович Гайдай 20 марта 1943 года был ранен осколком мины в правую стопу с повреждением кости, движение пальцев отсутствует…" — сообщалось в медицинской карте. Раненый переходил из госпиталя в госпиталь ("На Калининском фронте повоевал всего четыре месяца. А потом — госпиталя, госпиталя, госпиталя…"). Из раненых и медиков Гайдай собрал труппу, ставил водевили по Чехову. Ему хотели отнять стопу, но, узнав о намерении стать артистом, хирурги эвакогоспиталя в Иваново сделали несколько операций и ногу спасли. В начале 1944 года Гайдая признали негодным к воинской службе, дали инвалидность 2-й группы и демобилизовали.
Шофёр из Качуга: Леонид Иович меняет профессию
В Иркутск высокий худой 21-летний фронтовик вернулся на костылях (не оттуда ли — "костяная нога" в "Бриллиантовой руке" (6+) у Семён Семёныча Горбункова, тоже фронтовика, как и сыгравшего его Юрия Никулина?). Поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре имени Охлопкова, которую окончил в 1947 году. В выпускном спектакле по роману Александра Фадеева "Молодая гвардия" (12+) играл комсомольца-подпольщика Ивана Земнухова, был награждён почётной грамотой обкома ВЛКСМ. Был принят в областной театр как артист второй категории. Одновременно около года руководил кружком художественного слова на биолого-почвенном факультете Иркутского университета.
Программка спектакля Иркутского областного драматического театра с участием Леонида Гайдая, 1947 г. Из биографии Гайдая, написанной Евгением Новицким и вышедшей в серии ЖЗЛ издательства Молодая гвардия. Фото:
В 1949 году Гайдай отправился в Москву и поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. В характеристике, подписанной заместителем начальника отдела по делам искусств при исполкоме Иркутского облсовета народных депутатов Григорьевым, говорилось: "Тов. Гайдай — актёр ярко характерный. Он сумел интересно сделать целый ряд ролей и эпизодов. Такие роли, как Гарри Перебейнога (“Губернатор провинции” (12+), Яков Ясс (“Заговор обречённых” (12+), Гончаренко (“Под каштанами Праги” (12+), Ганс (“Константин Заслонов” (12+), Гедеоновский (“Дворянское гнездо” (12+) и др., были отмечены прессой, театральной общественностью города и представителями комитета по делам искусств… Тов. Гайдай является одним из наиболее одарённых и растущих молодых актёров Облдрамтеатра".
Гайдай попал в мастерскую Григория Александрова — автора знаменитых музыкальных комедий, снятых под явным влиянием голливудской школы: "Весёлые ребята" (6+), "Цирк" (6+), "Волга-Волга" (6+)… "Работать над комедией труднее, чем над другими жанрами. Разжалобить легче, чем рассмешить", — говорил Александров студентам.
Леонид Гайдай. Фото: из соцсетей
Летом 1951 года Гайдай приехал в родной Иркутск с однокурсником — студентом операторского факультета Юрием Москаленко. Практику они проходили на Иркутской студии кинохроники, располагавшейся в здании старинного костёла (ул. Сухэ-Батора, 1). Первый сюжет, который снял Гайдай для хроники, назывался "Шофёр-стотысячник" (0+), — это вообще первый фильм, где он выступил режиссёром. Героем ленты стал водитель Николай Попов из предприятия "Верхлентранс", который проехал 100 тысяч километров без аварий. Снимали сюжет в посёлке Качуге на верхней Лене. Согласно справке, подписанной директором Иркутской студии кинохроники Виктором Громадзинским, режиссёр-практикант Гайдай также снял сюжеты "Туристы на Байкале" (0+) и "Ангарские рыбаки-спиннингисты" (0+).
Не всё во ВГИКе складывалось удачно: на какое-то время Гайдай даже был отчислен (по одной версии, за неудачную шутку, по другой — за профнепригодность, ставшую оборотной стороной его театрального опыта: переучивать труднее, чем учить), однако сумел восстановиться. На последнем курсе режиссёр Борис Барнет пригласил его в музыкальную комедию "Ляна" (6+), где Гайдай сыграл одну из ролей и попробовал себя в качестве режиссёра-практиканта.
В 1955 году Гайдай с отличием окончил ВГИК. В числе его наставников следует назвать Григория Александрова, Бориса Барнета, Михаила Ромма. Позже его покровителем стал другой классик — режиссёр Иван Пырьев, помогавший молодому коллеге и советом, и административным ресурсом. "Именно благодаря Пырьеву Гайдай вообще смог состояться как кинорежиссёр. В благодарность за это все свои блистательные фильмы шестидесятых годов Леонид Иович… снимал в творческом объединении "Луч", которым руководил Пырьев", — пишет Евгений Новицкий, автор биографии Гайдая, вышедшей в 2017 году в серии ЖЗЛ. Пырьев даже подумывал о том, чтобы доверить Гайдаю главную роль в картине "Идиот" (12+), однако в итоге князя Мышкина сыграл Юрий Яковлев.
Дебютом Гайдая в большом кино стал "Долгий путь" (12+), снятый им вместе с Валентином Невзоровым (кстати, уроженцем Иркутской области) в 1956 году по мотивам рассказов "Ат-Даван" (12+) и "Чудная" (12+) Владимира Короленко, в которых отразились его впечатления от сибирской ссылки. Сценарий написали Борис Бродский и Михаил Ромм (опять же уроженец Иркутска, куда в своё время сослали его отца-революционера).
Следующей лентой стала комедия "Жених с того света" (12+) (1958), высмеявшая бюрократию и едва не сломавшая Гайдаю карьеру. "Сатира получилась довольно нелицеприятной и даже зловещей", — пишет Новицкий. Режиссёру пришлось доказывать свою благонадёжность. По совету старого мудрого Пырьева он снял историко-революционный фильм "Трижды воскресший" (16+) по пьесе "Пароход зовут „Орлёнок“" (16+) Александра Галича — вполне официозного в те годы драматурга, ещё не прославившегося в качестве автора жёстких диссидентских песен. Эту ленту Гайдай вспоминать не любил.
Иркутский след Труса, Балбеса и Бывалого
В мае 1960 года Министерство культуры СССР возглавила Екатерина Фурцева. Реагируя на приказ "О мерах по увеличению выпуска и улучшению качества фильмов комедийного жанра", Иван Пырьев открыл при "Мосфильме" Экспериментальную мастерскую комедийного фильма и решил начать с киноальманаха: пусть несколько режиссёров по-быстрому снимут смешные короткометражки. Среди тех, кому он предложил участие в альманахе, были впоследствии знаменитые комедиографы Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай.
Молодой режиссёр, которому изрядно вымотала нервы история с "Женихом с того света" и "Трижды воскресшим", подумывал было бросить кино, но всё-таки решился ещё на одну попытку. Летом 1960 года Гайдай приехал в Иркутск. Гостя у родных (родители, брат и сестра Гайдая жили в Иркутске до конца своих дней; отца не стало в 1965-м, мамы — в 1972-м), думал, о чём и как мог бы снять комедию. Копался на чердаке в старых газетах и журналах, среди которых были юмористические — "Смехач" (12+), "Крокодил" (12+), "Бегемот" (12+), "Красный перец" (12+) (их обложки появятся в фильме Гайдая "Не может быть!" (6+) по мотивам произведений Михаила Зощенко). Однако счастливую идею дала газета сравнительно свежая: "Правда" (6+) от 10 апреля 1960 года. В этом номере был напечатан стихотворный фельетон поэта, прозаика, лауреата Сталинской премии, кавалера двух орденов Ленина Степана Олейника "Пёс Барбос и необычный кросс" (0+), переведённый с украинского Валентином Корчагиным.
Герои фельетона — двое Никол и главарь Гаврила Щур — отправились на реку глушить рыбу, прихватив с собой собаку.
…Подозвав к себе Никол,
Пса баском шугнув сурово,
Достаёт Гаврила тол
И такое держит слово:
— Ну, братва, гаси "бычки".
Здесь не лески-поплавки вам!
Чуть сплошаем — на куски
Разнесёт нас к чёрту взрывом!
Прикрепил Гаврила Щур
К толу палку-запускалку,
Подпалил бикфордов шнур
И закинул в воду палку…
Барбос бросился в воду, чтобы принести палку хозяину. Началась погоня, завершившаяся взрывом, от которого, к счастью, никто серьёзно не пострадал. Завершался фельетон так:
…Пожурит в селе народ
Трёх молодчиков за это,
Но едва ли кто придёт
Из района, сельсовета!
Там "воюют" на словах:
Пресечём-де!.. Примем меры!..
А в озёрах – бах да бах –
Губят рыбу браконьеры.
Как видим, перед нами — рифмованный синопсис короткометражки "Пёс Барбос и необычный кросс" (0+); Гайдай даже не стал придумывать другое название. Более того, в газетной иллюстрации к опусу Олейника — надо признать, небесспорного художественного уровня — угадываются черты Бывалого, Труса и Балбеса (в титрах, однако, Олейник не упоминался). Гайдай сразу же засел за сценарий. "Он в одно мгновение понял, чем именно хочет заниматься в кино… В Иркутске… суждено было родиться уникальному жанру советской (читай — гайдаевской) эксцентрической комедии", — пишет Евгений Новицкий.
Снимали "Барбоса" на Истре. Пырьев видел в роли Бывалого знаменитого актёра Игоря Ильинского, но у того не нашлось времени. Рассматривались Иван Любезнов и Михаил Жаров, но оба были немолоды и отказались от "беготни". Бывалым стал Евгений Моргунов, Балбесом, на роль которого Гайдай думал пригласить Сергея Филиппова и Бориса Новикова, — артист цирка Юрий Никулин, уже известный по комедии Юрия Чулюкина "Неподдающиеся" (6+). Насчёт Труса сомнений не было — в этом образе Гайдай видел только Георгия Вицина, которого знал ещё по "Жениху с того света".
Альманах "Совершенно серьёзно", куда вошла лента 38-летнего Гайдая, вышел в 1961 году. "Пса Барбоса…" номинировали на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, отметили в Сан-Франциско и Лондоне. 10-минутный немой фильм стал этапным: родились и знаменитая кинотроица, и фирменный стиль Гайдая, переосмыслившего приёмы любимого с детства Чаплина. Решив развить успех, Гайдай немедленно снял "Самогонщиков" (12+). В 1961-м писал родным: "В… новой картине действуют те же герои, что и в первом фильме, — Бывалый, Трус, Балбес. Эти образы я нашёл в прошлом году в маленькой комнатке у нас дома в Иркутске…".
В 1965 году на экраны вышел фильм, принёсший Гайдаю настоящую славу, — "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (6+). В нём наряду с той же троицей появился новый герой — Шурик, сыгранный Александром Демьяненко и перекочевавший потом в "Кавказскую пленницу" (12+). Именно с "Операции "Ы" началось сотрудничество Гайдая со сценаристами Морисом Слободским и Яковом Костюковским, композитором Александром Зацепиным. В этом содружестве сняты лучшие ленты Гайдая. Во многих из них играла его супруга Нина Гребешкова (р. 1930), с которой Гайдай познакомился ещё во ВГИКе и прожил 40 лет.
Вслед за "Операцией…" вышли "Кавказская пленница" (1967), "Бриллиантовая рука" (16+) (1969), "Иван Васильевич меняет профессию" (16+) (1973). Искрящиеся неповторимой гайдаевской манерой, они разошлись на цитаты едва ли не целиком. Гайдая наградили орденами "Знак Почёта" и Трудового Красного Знамени, в 1970 году он стал лауреатом Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых, в 1987-м — народным артистом СССР.
Если первую ленту Гайдай снимал в Качуге, то последнюю ("На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (16+)) — в Атлантик-Сити, в казино "Тадж-Махал", принадлежавшем будущему, а теперь уже бывшему президенту США Дональду Трампу. Последнему в финальных титрах объявляется отдельная благодарность.
Почему камчатско-колымский Володька сбрил усы
Старейший кинотеатр Иркутска — "Художественный" — теперь называется "Центр российского кино имени Л. И. Гайдая". На доме Гайдаев и на здании той самой железнодорожной школы размещены мемориальные доски. Неоднократно звучали предложения открыть в доме по улице Касьянова музей Гайдая, однако наследники режиссёра и иркутские власти, к сожалению, так и не смогли найти общий язык. Зато недавно открылся онлайн-музей Леонида Гайдая (gaidaicenter.ru) (6+).
В 2012 году в Иркутске открыли скульптурную композицию: Трус, Балбес и Бывалый, Гайдай и Барбос с динамитом (скульпторы — Александр Миронов и Лев Сериков, архитектор — Сергей Демков). В церемонии открытия приняла участие Светлана Светличная, сыгравшая в "Бриллиантовой руке" роковую соблазнительницу Анну Сергеевну ("Не виноватая я, он сам пришёл!"). В Свободном рядом с кинотеатром имени Гайдая тоже установлен памятник режиссёру (авторы — художник Василий Разгоняев, скульптор Николай Карнабеда).
Интересно, что Гайдай — не единственный уроженец этого города, обогативший большое кино. Так, в Свободном родился режиссёр Виталий Мельников (1928-2022). В 1964 году он совместно с Михаилом Шамковичем снял короткометражку "Барбос в гостях у Бобика" (0+) по рассказу Николая Носова — не привет ли это Гайдаю? В 1977 году оба режиссёра экранизировали Гоголя: Гайдай — "Ревизора" (12+), Мельников — "Женитьбу" (12+). Если Гайдай присматривался к пьесам своего земляка, иркутского драматурга Александра Вампилова, но в итоге с сожалением говорил: "Не мой материал, хотя и отличный", то Мельников стал автором лучших экранизаций вампиловских пьес: "Старший сын" (16+) (1975), "Отпуск в сентябре" (16+) (экранизация "Утиной охоты", снята в 1979 году).
Ещё одна громкая фамилия: в 1943 году в Белогорске Амурской области родился Валерий Приёмыхов — сценарист, режиссёр, актёр, исполнивший главные роли в фильмах "Пацаны" (16+) Динары Асановой и "Холодное лето пятьдесят третьего…" (16+) Александра Прошкина. Вскоре после появления Валерия на свет семья переехала в соседний Cвoбoдный, гдe Приёмыхов-старший, как и отец Гайдая, paбoтaл в упpaвлeнии Aмурcкoй жeлeзнoй дopoги. В 1962 году Валерий Приёмыхов поступил в только что открывшийся во Владивостоке институт искусств. Впору говорить о "свободненской аномалии": можно ли назвать другой небольшой дальневосточный город, из которого бы вышли сразу трое кинематографистов такой величины?
В картинах Гайдая можно найти немало приветов его "малым родинам". Так, ещё в титрах "Долгого пути" (16+) упоминался Иркутск. В одной из новелл фильма "Не может быть!", снятого по мотивам Зощенко, появляется Барыгин-Амурский — актёр, втайне от жены встречающийся с замужней Зиной (его играет Олег Даль). В первоисточнике — рассказе Зощенко "Забавное приключение" (12+) — этот персонаж по имени не назван; похоже, что "Барыгин-Амурский" — привет Гайдая родному Приамурью.
В "Операции "Ы" привет передаётся уже Чите. Прораб Павел Степанович, сыгранный Михаилом Пуговкиным, говорит: "Наше строительно-монтажное управление построило такое количество жилой площади, которая равна одному такому городу, как Чита, десяти таким городам, как Хвалынск, или тридцати двум Крыжополям".
Наконец, "Бриллиантовая рука", сцена в ресторане "Плакучая ива". К Горбункову-Никулину подходит угрожающего вида амбал в исполнении Романа Филиппова. Цитируем сценарий: "— Извините… Ладыженский, Евгений Николаевич, — представляется Незнакомец. — Школьный друг вот этого дурика… — добродушно кивает он в сторону Семёна Семёновича. — Вы не знаете, почему Володька сбрил усы?… Смущённый Незнакомец… оправдывается: – Вы уж извините меня… Обознался… Честное слово, усы вам — вылитый Володька Трынкин… — Пора! — прощается Незнакомец. — Будете у нас на Камчатке… Милости просим".
В кино Камчатку заменили на Колыму, что вызвало нервный кашель контрабандиста Геши в исполнении Андрея Миронова и его же ответную реплику: "Нет, уж лучше вы к нам!". Фраза "Ну, будете у нас на Колыме…" моментально ушла в народ, даром что колымских лагерей Дальстроя не было уже добрых полтора десятка лет. Интересно, что "Володька Трынкин" взят отнюдь не с потолка — так звали товарища Гайдая по иркутской школе. Людмила Ковалевская, одноклассница режиссёра, рассказывала, что Трынкин пропал с горизонта — будто бы уехал на Камчатку, и Гайдай таким образом пытался его разыскать.