12 сентября 1898 года в Севастополе открыто регулярное трамвайное движение. Севастополь стал вторым городом России, где появился этот вид транспорта.
Пассажиров перевозили на двух линиях — Кольцевой и Артиллерийской. Трамвай курсировал от железнодорожного вокзала до Нахимовского проспекта.
Началось с четырёх открытых вагонов, которые прибыли в Севастополь из Германии. Трамвай быстро завоевал любовь севастопольцев. В первых трамваях передние и задние площадки были открытыми (от дождя и солнца пассажиров защищали шторки), с обеих сторон вагона крепились подножки для входа и выхода пассажиров. Поперёк вагона стояли скамейки — на каждой разрешалось сидеть не более чем четырём пассажирам. На задней площадке, по правилам, могли стоять только пять человек, на передней — не больше трёх, находиться на ступеньках запрещалось. Для безопасности движения вагоны оснащались тормозом, сигнальными звонками и фонарями. Максимальная скорость трамваев составляла всего 10-12 км/ч, а на подъёме — 4-10 км/ч.
Трамвай появился благодаря концессии на устройство электрической железной дороги между городской управой и камер-юнкером Высочайшего двора статским советником Р.К. фон Гартманом.
Договором предусматривалось устройство в Севастополе электростанции, трамвайных путей за счет предпринимателя, которому давалось право эксплуатации трамвая в течение 40 лет с уплатой в пользу города каждые полгода 3 % с валового сбора за проезд пассажиров и перевозку грузов. По окончании срока концессии все имущество предприниматель обязывался передать в собственность города в исправном состоянии.
Еще до начала строительства Р.К. фон Гартман передал концессию "Компании тяги и электричества Бельгийского Анонимного общества" (Compagnie de Graction et d Electricite. Societe Anonyme), отделение правления которого находилась в Санкт-Петербурге.
12 сентября 1927 года в произошло землетрясение. Были погибшие (3 человека) и раненые (65 человек). Очаг землетрясения располагался под морским дном, южнее Ялты, и был вытянут вдоль побережья. Оно ощущалось и в окрестностях Севастополя, в домах появились трещины, пострадали здания почты и одной из церквей. В самом городе пострадало более тысячи зданий, общий материальный ущерб от стихийного бедствия составил около 10 млн рублей. На море под Севастополем появились огромные столбы дыма и огонь, вызванные выбросом сероводорода.
В 30 км к западу от Севастополя были замечены огневые столбы и завесы. Всё начиналось вечером 11 сентября. Тогда многие обратили внимание на какой-то особенный закат солнца. Гидролог профессор П. А. Двойченко вспоминал, как, направляясь в Херсонес, он увидел, что "западная часть неба была охвачена ярким буровато-оранжевым светом, который эффектно отсвечивал на гладкой поверхности Карантинной бухты. Как будто пылал пожар, яркий свет которого проходил через дымовую завесу. Отблеск от водяной поверхности был такой яркости, что лошадь бросалась в сторону и не хотела проехать близко к воде". После захода солнца разразилась сильная гроза, затем небо очистилось, и в нём засияла полная луна.