Отец задержанной еще в мае в Минске гражданки России Софьи Сапеги обратился к президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко с просьбой о встрече и милосердии в отношении его дочери. Он настаивает, что вся история с обвинением ее в организации массовых беспорядков имеет к ней мало отношения, так как во время августовских протестов ее не было в Беларуси, а любые ее действия обоснованы помощью любимому человеку — экс-главреду оппозиционного Telegram-канала NEXTA Роману Протасевичу, сообщает ИА PrimaMedia.
В записанном в редакции ИА PrimaMedia во Владивостоке видеообращении Андрей Сапега объяснил, что сейчас решается судьба его дочери. Ей грозит серьезное наказание, которое может определить всю ее дальнейшую жизнь. Сейчас ей предъявлено обвинение по двум уголовным делам. По одному она проходит как подозреваемая в организации групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок (ст. 342 УК Беларуси), по другому — обвиняемая в разжигании расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни (ч. 3 ст. 130 УК Беларуси).
"Меня зовут Сапега Андрей, мне 53 года. Я отец четырех детей и Софья Сапега — моя старшая дочь, мой первый, долгожданный и любимый ребенок. Сейчас она содержится в СИЗО белорусского КГБ, по обвинению в совершении ряда преступлений. Ей грозят очень серьезные тюремные сроки. В этом обращении в преддверии визита Александра Лукашенко в Приморский край, я бы хотел обратиться к лично к нему, как отец к отцу:
Александр Григорьевич, я прошу вас о милосердии. Хватит жестокости, в последнее время мир ею переполнен. Любой здравомыслящий человек понимает, что Софья оказалась не в том месте и не с тем человеком. До встречи с Романом Протасевичем, она была обычной девушкой. Во время протестов в Минске она была в Литве, и если что-то она и делала в тот период — это точно история любви, а не убеждений. Она помогала Роману в его работе. Александр Григорьевич, как отец отца я прошу о личной встрече и готов привести все необходимые гарантии того, что моя дочь более не будет привлечена к противоправным действиям. В этом же обращении я прошу губернатора Приморского края содействовать в организации личной встречи с президентом Лукашенко, возможно мне удастся убедить его помиловать мою дочь, не ломайте ей судьбу, она просто маленькая девочка, которая только начинает жить", — заявил он в обращении.
Андрей Сапега рассчитывает на помощь губернатора Приморья в содейтсвии организации личной встречи с президентом Беларуси
Андрей Сапега уточнил, что сейчас интересы Софьи представляют два юриста. Они дали подписку о неразглашении, а делу присвоили гриф секретности, поэтому информация, которую получает семья — обрывочная и крайне скудная.
"Софья держится, пишет письма, много читает. Ее маму несколько дней назад вызвали в Следственный комитет, где она давала показания по делу Софьи — ее спрашивали о том, кто финансировал пребывание дочери в Литве и её обучение, почему она поступила там в Европейский гуманитарный университет, в котором она изучала международное право", — рассказал ее папа, объяснив, что это история пятилетней давности, и такой вариант обучения был выбран из-за близости вуза к дому и льготного поступления для резидентов Беларуси. — "Все нужды Софьи оплачивал я. И проблем никаких не возникало. Она должна была защитить магистерскую работу 3 июня, были большие планы на будущее — работа в консалтинговой компании.
Сейчас университет идет на уступки, но Софье все равно предстоит защита, для получения диплома. Да и в целом моя поддержка после обучения требовалась ей бы еще некоторое время".
Он также поделился, что об отношениях с Романом Протасевичем был в курсе, но не особо поддерживал их. "Их роман развивался бурно. Она более близка была к маме, а от меня скрыла факт, что они летят в Грецию вдвоем. Эту ее поездку финансировал я, но думал, что она там со знакомыми. И когда мне позвонила ночью ее мама, рассказав о том, что самолет развернули, стало понятно, что произойдет дальше", — пояснил ее отец.
Андрей Сапега. Фото: ИА PrimaMedia
Андрей Сапега возлагает большие надежды на помощь дочери со стороны России, так как вопрос о задержании российской гражданки был включен в повестку недавней встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко: "Это о многом говорит, резонанс большой. Правда в том, что президент России уделил этому внимание, дал задание МИДу контролировать этот вопрос. Но конкретных действий со стороны МИДа я не вижу. Конечно, российское посольство в Минске всегда на связи, отвечают на вопросы, но сформированной и четкой позиции я не увидел.
На мой взгляд, нужно добиваться экстрадиции Софьи в Россию. Меня беспокоят и статьи и фабула обвинения — про "Черную книгу Беларуси", где приводились в открытом доступе данные белорусских силовиков, судей и правоохранителей и их семей. Понятно, что более раздражающего фактора для силового блока Беларуси придумать сложно. И в этих условиях Софье рассчитывать на справедливый и беспристрастный суд и разбирательство вряд ли приходится.
Поэтому логично было бы настаивать на экстрадиции ее в РФ, необходимая правовая база для этого существует, все необходимые соглашения между Россией и Республикой Беларусь есть. Почему МИД не сформулирует необходимые запросы, я не знаю".
Никаких прогнозов по делу никто сделать не может, но признают, что оно больше зависит от неких субъективных, а не объективных факторов и может быть приурочено к каким-то политическим событиям.
Андрей Сапега считает, что дочь оказалась не в том месте и не с тем человеком
"То, что она сделала признания в том, что вела Telegram-канал... не могу сказать, что уверен, что она это сделала под давлением. Но повторюсь, то, чем она занималась последние месяцы, она делала это исключительно помогая Роману — человеку, с которым она связывала свое будущее. По сути она была влюбленной девчонкой. Это история любви, а не убеждений.
Я никогда от нее не слышал речей или критики существующей власти. Даже когда начались события (протесты в Беларуси — прим. ред.), и она была в Минске из-за проблем со здоровьем, там она застала буквально день или два протестов в августе, а потом выехала по учебе в Литву — было много задач, оформлений документов, вида на жительство. Она не участвовала в протестах, потому что ее там просто не было", — заявил отец.
Он рассказал, что во Владивостоке Софья прожила до шести лет, когда он расстался с ее матерью. Далее они переехали в Лиду в Беларуси, где дочь поступила в школу. У нее есть вид на жительство в Беларуси и в Литве. Несмотря на дальнее расстояние от Приморского края в России до Беларуси, он никогда связи с дочерью не прерывал, они часто отдыхали вместе.
"Она очень позитивный ребенок — любознательный, открытый, тонко и глубоко все чувствующий. Наизусть читала Бродского и Есенина. Очень способная — за пару лет выучила язык. Любит путешествия — благо я мог ей это позволить, чтобы показать, что мир огромен и весь ей открыт. Она жадно все это схватывала. Теперь она стала взрослой, многообещающей красивой девушкой с блестящим будущим, со своими интересами. Но случившееся может поставить крест на всех надеждах, что меня очень беспокоит.
Я не публичный человек, ранее воздерживался давать интервью или делать громкие заявления. Но я не могу отказаться от возможности встретиться с Александром Лукашенко лично — он отец и ему отцовские чувства не чужды, поэтому надеюсь обратиться к его человечности.
Знаю и верю, что у него большое сердце — самое время это показать всему миру. Ведь в последнее время образ Беларуси и президента подвергается всевозможным нападкам и очернению, почему бы не показать всему миру, что он тоже человек, отец, который может взглянуть на ситуацию беспристрастно. И опять же милосердие никто не отменял. Надеюсь, что в случае нашей личной встречи, мне удастся убедить его помочь дочери".
Добавим, недавно с просьбой о помощи к властям обратилась российская певица Ева Стар — двоюродная сестра Софьи Сапеги."Я не знаю, что было, что будет, но всем сердцем я хочу помочь своей сестре! Прошу мою страну не оставить в беде гражданку России! Верю и знаю, что Россия своих не бросает", — написала она на своей странице в Instagram.
Накануне, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова заявила о намерении обсудить с белорусским послом Владимиром Семашко судьбу задержанной в Минске россиянки Софии Сапеги. А по данным белорусских СМИ, СК Белоруссии направил создателю Telegram Павлу Дурову письмо по поводу объективной оценки Telegram-каналов, где публиковались призывы к насилию против силовиков в республике.
Напомним, 23 мая самолет Ryanair экстренно сел в аэропорту Минска из-за сообщения о минировании, которое впоследствии не подтвердилось. На борту находились экс-главред оппозиционного Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка Софья Сапега. Их задержали, а после предъявили обвинения. Так, в отношении Протасевича возбуждено уголовное дело по нескольким статьям, ему грозит до 15 лет лишения свободы. Софья Сапега проходит по двум уголовным делам. Утверждается, что она является администратором Telegram-канала "Черная книга Беларуси", где публикуют персональные данные силовиков. Все три жалобы на ее задержание суд Минска отклонил.