12 февраля 1988 года в Черном море у берегов Крыма советские корвет "Беззаветный" и номерной сторожевой корабль СКР-6 совершили навал (таран под острым углом) на американский ракетный крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон". Инцидент мог спровоцировать начало военных действий в Черном море и даже войну, но надолго отбил у американцев желание заходить в территориальные воды СССР.
В конце 80-х авторитет СССР на международной арене постепенно падал. Некогда одна из самых мощных армий мира тоже переживала не лучшие времена. Все шло к развалу Союза. Прекрасно осознавая слабость страны, западные "партнеры" неоднократно испытывали на прочность границы СССР. Очередная такая проверка чуть не закончилась началом третьей мировой войны.
Накануне инцидента советские военные получили информацию, что два военных корабля США, вооруженных на тот момент самым современным оружием, должны пройти Босфор восточный, войти в Черное море и по уже ставшей привычки зайти в территориальные воды СССР "потрепать нервы" и провести разведку. В то время в Крыму находились секретные базы военных, испытывали новое вооружение и т. д. В общем разведывать было что.
В штабе флота разработали операцию по вытеснению кораблей НАТО из территориальных вод СССР. Выполнить задачу должны были два сторожевых корабля: "Беззаветный" и СКР-6. Кроме того, для сопровождения американских кораблей были направлены пограничный СКР "Измаил" и поисково-спасательный корабль "Ямал". После того, как с помощью советских гражданских судов удалось отыскать "противника", "Беззаветный" и СКР-6 приклеились к кораблям НАТО и стали идти параллельными курсами в нейтральных водах. При приближении к территориальным водам СССР по радиосвязи американцам были посланы несколько предупреждений о возможном нарушении с их стороны территориальных вод другого государства.
По началу американцы отвергали все предупреждения и никак на них не реагировали, а потом и вовсе перестали выходить на связь.
Выдворить корабли НАТО устными предупреждениями и демонстрацией силы не получилось, поэтому при пересечении 12-мильной зоны было принято решение перейти от слов к делу. разрешение на применение оружие Москва не дала, поэтому оставался только навал. В данных условиях это было единственным, но очень рисковым решением, так как советские корабли уступали по габаритам американцам. "Йорктаун" был на 50 метров длиннее "Беззаветного" и втрое больше по водоизмещению, а СКР-6 и вовсе был почти в 9 раз меньше своего визави. так что и крейсер, и эсминец могли с легкостью раздавить корабли ЧФ. Это отлично понимали и НАТОвцы, которые вели себя расслаблено, смеялись, показывали неприличные жесты в сторону советских моряков, вели видео съемку. они никак не ожидали, что уступающие им в несколько раз корабли начнут активные действия и перейдут от слов к делу.
Атака "Беззаветного". Фото: скрин
После пересечения морской границы СССР сторожевики набрали ход и одновременно совершили навал. "Беззаветный" протаранил "Йорктаун", а СКР-6 — "Кэрон". Первый навал американцы почти не почувствовали, весовые категории все таки были неравными. Поэтому было принято решение о начале второго навала. Вот он-то оказался куда более успешным.
Надо сказать, что на "Йорктауне" находилась установка с противокорабельными самонаводящимися ракетами "Гарпун". На тот момент это была новейшая разработка США. Наваливаясь на "Йорктаун", "Беззаветный" должен был выполнить несколько задач: во-первых, вытеснить его из вод СССР, во-вторых, при удачном стечении обстоятельств, захватить электронный блок управления "Гарпуном", так как установка находилась на корме как раз в месте тарана. первая попытка оказалась неудачной.
Во второй раз командир корабля Богдашин приказал немного опустить якорь, чтобы он раскачивался и действовал, как булава. В итогу при столкновении кораблей якорь по инерции выбросило на палубу американца, где покрушил надстройки, разломал командирский катер, разрушил вертолетную площадку и значительно повредил "Гарпуны", из которых повалил дым. Захватить электронную блок не удалось, но и этого оказалось достаточным.
Навал "СКР-6" на "Кэрон" был не столь удачным (разница в размерах все таки дала о себе знать). Эсминец сблизился с "Беззаветным", чтобы вместе с "Йорктауном" зажать его в тиски. Но им это не удалось. "Йорктауну" и "Кэрону" ничего не оставалось, как покинуть советские территориальные воды
Это происшествие историки называли и "красным тараном", "и последним инцидентом холодной войны", и "днем, когда могла начаться Третья мировая". Но вне зависимости от наименования результат решительных действий советских моряков был очевиден — провокации со стороны ВМС США сошли на нет.
СКР-6. Фото: https://www.kchf.ru/
Что стало с кораблями. Корвет "Беззаветный" после месячного ремонта продолжил службу на ЧФ. В июля 1997 года экипаж корабля был расформирован, а в августе 1997 года по условиям раздела Черноморского флота "Беззаветный" был передан ВМС Украины и получил новое название "Днепропетровск" (U134 "Дніпропетровськ"). В октябре 2002 года фрегат "Дніпропетровськ" был выведен из состава боевых кораблей ВМС Украины. В декабре 2003 года переведён в категорию "техническое имущество" и предприятие "Укрспецмаш" приступило к его реализации. В апреле 2004 года командующий ВМС Украины подписал приказ о демилитаризации и утилизации корабля. 26 марта 2005 года уведён на буксире из Севастополя и 12 мая 2005 года по поту в Турцию затонул в Чёрном море.
"СКР-6" еще в 1990 году был исключен из состава ВМФ, в том же году его утилизировали.