В ближайшее время выходит книга "Оборона Севастополя 1854-1855 годов. Бессмертный подвиг народов России". Автор труда — Ляшук Павел Михайлович, заслуженный работник культуры Украины. Работал 32 года в Музее героической обороны и освобождения Севастополя (ныне Севастопольский военно-исторический музей. — прим. ред.) в должности ведущего и главного научного сотрудника. Сейчас работает в "Крымском региональном центре археологических исследований" в должности научного сотрудника. Накануне выхода книги корр. ИА SevastopolMedia взял интервью у Павла Ляшука, узнал, каков был национальный и конфессиональный состав защитников города, представители каких династий прославили себя в веках, чем греки отличались от немцев и многое другое.
— Как давно вы занимаетесь национальным составом участником Первой обороны Севастополя?
— Русской армией, флотом в гарнизонном Севастополе я занимаюсь 35 лет с 1985 года. Когда изучаешь персоналии, будь то рядовой состав или офицерский, так или иначе встаёт вопрос о происхождении, если люди были призваны (нижние чины) по повинности, взяты в рекруты, или если офицеры, как поступали на службу из дворян, или из какой губернии, они происходили. Дело в том, что понятия "национальность" до 1918 года практически не было, в паспорте не было такой графы. Всё решала конфессиональная принадлежность, т.е. к какой религии ты принадлежишь. Раньше всех католиков называли поляками, лютеран — немцами и т.д. Графа национальность просто отсутствовала. В армию по рекрутской повинности призывали только христиан и иудеев. Небольшое количество было мусульман, в основном, это с Приволжской губернии. Люди, которые умели плавать, привыкшие к жаре, их забирали во флот. Даже греко-католиков, которые подчинялись Папе Римскому, Николай I приказал считать православными, поэтому такого деления не было по национальности. На бытовом уровне да, а на государственном уровне этого не существовало. Можно было родиться иудеем, принять православие, и ты считался уже православным человеком, никто не говорил, что ты был по происхождению еврей и так далее.
"Оборона Севастополя". Фото: ИА SevastopolMedia
— Раз мы заговорили о конфессиях, расскажите, каким был многоконфессиональный состав защитников Первой обороны?
— В гарнизоне Севастополя процентов 70 было православных. Дело в том, что нижние чины Черноморского флота комплектовались по повинности из жителей Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерний, т.е. примыкающие к Крыму, так называемая Новороссия, присоединённая Екатериной в XVIII веке. А население этих губерний было на 80-90% православное. Призывали именно их, потому что плавать хорошо умели, могли работать при жаре, и доставка для казны стоила недорого. Что касается пехоты, то там преимущественное количество было поляков, но поляки прежде всего были не в рядовом составе, а унтер-офицеры и офицеры. Фактически в Польше была введена после восстания 1831 года всеобщая воинская повинность для мужского населения за редким исключением. Повторяю, что среди низких чинов это были в основном православные. Порядка 500 человек в Черноморском флоте служило мусульман — это поволжские татары, башкиры, в общем, те, кто жил в Поволжской губернии и попал сюда по рекрутской повинности.
Немного было поляков во флоте, но в сухопутных войсках их было побольше. Среди офицерского корпуса, в основном, также были православные, но по происхождению они были разные. Были среди них выходцы из разных княжеств Германии, которых в своё время Екатерина приглашала на службу, всех желающих выселяли сюда. Большое число роялистов перешло в русскую службу из Финляндии, Швеции, Норвегии. В основном, это были немецкие баронские и не только баронские рода. Это не местное население. Это немцы, которые селились ещё практически в средневековье. Очень много было у нас греков, как крымских, так и херсонских, которых так же Екатерина приглашала на службу. Из этих людей комплектовалось дворянское сословие Тавриченской губернии: из офицеров Черноморского флота, из тех офицеров, которые служили в Крыму. Они здесь адаптировались, женились на местных. В приданное часто получали имения, в том числе с крестьянами. Были даже итальянцы. Потомки итальянцев из Средневековья. Разношёрстный состав, можно так сказать, по отношению к офицерам. Служило дворянство.
— Назовите, пожалуйста, имена наиболее прославленных в ходе Первой обороны дворян разных национальностей?
— Основная масса тех, кто не относится к коренному населению, хотя из коренного населения только татары были практически, несомненно, больше всего было греков. Греки занимали здесь большую составляющую. Среди них были достаточно известные люди. Прежде всего династии Попандопало, Антипы, Бальзамы. Люди, которые переехали с Полтавской губернии. Например, Арещенко был одним из командиров кораблей. Но большинство были, конечно, греки. Они служили и строевыми офицерами, и в корпусах морской артиллерии, и флотскими штурманами. Греки были связаны с морем у себя на родине, и это продолжалось здесь, на Черноморском флоте. Был такой Эммануил Осипович Викард. Викард — это "лошадь" по-немецки. Отец в своё время перебрался на службу, соответственно его дети при сохранении фамилии помнят, что они немцы, но они были подданные Российской Империи, принимали присягу на верность России. Многие из них, естественно, погибали и в Севастополе, и в других войнах, и в Порт-Артуре.
Фамилия Бертье Де Лагард связана с Херсонесом. Один представитель из этого рода внёс большой вклад в развитие Херсонеса, в том числе. Бертье Де Лагарды — это французы, роялисты. Их дедушка Константин Александрович Бертье Де Лагард перебрался в Россию, служил здесь, был начальником артиллерии Севастопольской крепости. Дети помнят, что они французы и знают французский язык, но они были подданными и служили своей новой родине так, как они могли. Были конечно коренные из российских губерний Вологодской, Смоленской. По происхождению казахской шляхты.
Коренко Антон Андреевич, дедушка Анны Ахматовой, который принимал участие в Обороне Севастополя, командиром казематов Николаевской батареи, где у нас сейчас "Ракушка" находится до самой Артиллерийской бухты. Он, судя по фамилии, тоже происходит из Новороссийской территории.
Далеврон Рудольф Андреевич. Его полная фамилия барон Сильвестр Далеврон де Шетеруж. Тоже французы только из Швейцарии. Если польские фамилии, то Воковецкий к примеру, Савич и т.д. Основная составляющая конечно была греки и великороссы, если можно так сказать, по происхождению из Центральной губернии России.
"Оборона Севастополя". Фото: ИА SevastopolMedia
— То, что в российских войсках были представители разных национальностей, это плюс или минус для армии, для страны, для региона? Как вы считаете?
— В многообразии — богатство, скажем так. Каждому народу свойственны свои черты характера. Немцы совершенно невозмутимые, как британцы. На бытовом уровне, в мемуарах подкалывали друг друга, потому что для шведов, немцев характерны экономия, невозмутимость, а другие кутилы, те же греки, могли и загулять, выставить банкет и фуршет, а немцам это было несвойственно. Я думаю, что всё-так это никак не сказывалось. Тогда судили по делам людей, а не по их происхождению. Потому что в доверии у флагманов и командиров, у начальников были те офицеры, на которых можно было положиться, а по своему происхождению были совершенно различные. Это видно по занимаемым должностям командиров кораблей в Черноморском флоте, командиров бастионов, батарей. Тут тебе и греки, и выходцы с Херсонской губернии, как Олег Иванович Будищев. Качество офицера по службе было доминирующим фактором назначения на командные должности. Это же не штабные, не тыловые должности, это на передовой. Туда по блату никто не рвался бы, даже если захотел бы. Туда рвались те, кто принёс реальную пользу своему Отечеству и соответственно проявить себя, чтобы его род обогатился какими-то подвигами того или иного человека.
Допустим, Комстадиусы — вообще шведы. Из двух братьев Комстадиусов один служил в гвардии, в артиллерии, другой — на флоте. Оба погибли здесь в Севастополе. И один умирая, как раз и говорил: "Я благодарен российскому Отечеству моей родни, что так нас приняли здесь в своё время. Что могли, мы сделали для защиты его. И присягу выполнили до конца". И при этом писали на русском языке, потому что даже если отец француз или швед, то жёны, в основном, были из местных, которые по происхождению были часто совершенно другой конфессиональной принадлежности. Были практически все у них православные. Служили здесь и выходцы из других европейских государств, которые прибыли уже в начале войны.
Поручик Эйзендель поступил в Азовский полк. Был одним из героев Балаклавского сражения. Причём прибыл он сюда с фамильным саксонским мечом, и шёл в атаку в турецкие редуты с этим мечом, и рубился там с турецкими янычарами. У них ятаганы — у него этот меч. Даже люди, которые прибывали из других государств, давали присягу на верность. И если не соблюдал, это был позор всему роду. Мало того, что расстрел или разжалование в рядовые и на каторгу, это же позор всему роду. Тогда репутация стоила очень дорого, потому что репутацию завоёвывали целыми поколениями, сотнями лет, особенно в Европе, среди рыцарства и т.д.
"Оборона Севастополя". Фото: ИА SevastopolMedia
— Какое было процентное соотношение евреев в числе защитников?
— Я скажу, что евреями евреев тогда не называли, в основном, иудеями по конфессиональной принадлежности. Я могу сказать, что их было не меньше 10%. На Северной стороне даже есть иудейское кладбище, где хоронили погибших иудеев во время войны и по завещанию после войны. Защитников христиан хоронили на Братском кладбище на Северной стороне, а иудеев — в Сахарной балке, если не ошибаюсь, оно сохранилось до наших дней, там обновили памятник. Что не удивляет, а радует. Иудеи чтут своих героев, следят за могилами, стараются поддерживать памятники.
Евреев было много, но их не могли производить в офицеры. Было запрещено, если ты не поменяешь конфессию. Если ты будешь выкрестом, как дедушка Ленина по материнской линии, который был житомирским евреем, потом стал выкрестом и дослужился потом до дворянских чинов и имел имения с крепостными крестьянами. Многие иудеи Севастопольского гарнизона на отрез отказывались менять веру даже с перспективой стать офицером, дворянином, а потом уже войти в служивое сословие почётное Российской Империи. Были среди них достаточно геройские люди. По крайней мере, есть описание в мемуарах и свидетельство приводится, что были не только хозяйственники, которые ремонтировали, обмундирование чинили, обувь, смотрели за лошадьми, входили в хозяйственные взводы так называемые. А были те, которые были на передовой, прекрасно стреляли.
Книга "Оборона Севастополя 1854-1855 годов. Бессмертный подвиг народов России" издаётся при поддержке департамента общественных коммуникаций правительства Севастополя в рамках подпрограммы №5 "Развитие межнациональных отношений и межнационального единства".
Руслан Микаилов