Общество. 09 ноября, 13:30

Ипотека в Севастополе оказалась самой недоступной в России

Республика Крым и Севастополь поделили между собой 81-е и 82-е места рейтинга

9 ноября, SevastopolMedia. Крымский регион (Республика Крым и Севастополь) оказался в хвосте рейтинга доступности покупки жилья в ипотеку в 2017 году. Севастополь оказался на 81-м, Республика Крым на 82-м месте. Рейтинг составило крупное российское рейтинговое агентство РИА "Рейтинг". Сообщает ИА SevastopolMedia.

После воссоединения Крым с Россией, крымский регион стал достаточно популярным вариантом для переезда жителей из других регионов, поэтому спрос на местное жилье зачастую предъявляют "варяги", что позволяет ценам держаться на очень высоком уровне. При этом местные жители со своими относительно небольшими зарплатами испытывают трудности в приобретении жилья, что и отражается в низкой доле семей, для которых доступна покупка квартиры в ипотеку. Так. Согласно исследованию РИА Рейтинг, только 9% семей в Севастополе доступна покупка квартира в ипотеку.

По оценкам экспертов, реальная цифра на самом деле ниже. Так как банковская система на полуострове не развита, число ипотечных продуктов от банков очень ограничено, а уровень доходов большей части жителей города не высок.

Кроме того, после перехода под российскую юрисдикцию остались нерешенными ряд правовых вопросов, поэтому, скорее всего, не все жилье может выйти на вторичный рынок из-за затруднений с оформлением собственности, а строительство нового жилья ограничивается требованием к местным фирмам работать по российским нормам, против прежних, к которым они привыкли. Таким образом, предложение жилья пока на полуострове ограничено.

Из числа регионов в нижней части таблицы можно выделить экономически развитые Краснодарский край и Ростовскую область. Уровень зарплат в этих регионах сравнительно высокий, однако доступность жилья здесь находится на относительно низком уровне – 17% и 17,9% соответственно. Основная причина заключается в том, что цены на недвижимость в этих регионах несколько завышены по причине наличия в них курортных зон и в целом относительно теплого климата по российским меркам, что привлекает покупателей из других регионов. Таким образом, как и в случае с крымским регионом внешний спрос занижает возможности местных по покупке жилья из-за его дороговизны. При этом Краснодарский край и Ростовская область это одни из лидеров России по вводу нового жилья – поэтому ситуация с доступностью в них хоть и не идеальная, но имеет тенденцию к улучшению. В Ростовской области доля семей, для которых доступна покупка квартиры в ипотеку, за два года выросла в 1,9 раза, а в Краснодарском крае – в 1,7 раза.

В пятерке регионов-лидеров по доступности (Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Магаданская область и Мурманская область) имеются наибольшие возможности по покупке квартиры в ипотеку из-за высоких зарплат и за счет средних невысоких цен на жилье в Магаданской и Мурманской областях. В пяти перечисленных регионах доля семей, для которых доступна покупка модельной квартиры в ипотеку, составляет более 40%. При этом в Ямало-Ненецкий автономный округ данный показатель даже превышает 66%. Помимо первой пятерки еще в 15 регионах рассчитанная доля семей превышает 30%, что в целом можно назвать неплохим результатом. Для сравнения, в 2015 году лишь в трех регионах доля семей, для которых доступна покупка жилья в ипотеку, была выше 30%.

Ретинг

Ретинг. Фото: РИА Рейтинг

Как считался рейтинг. В качестве индикатора доступности покупки жилья в ипотеку в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность платить ежемесячный платеж при приобретении жилья в ипотеку. Объем кредита рассчитывался для приобретения семьей типовой двухкомнатной квартиры в своем регионе площадью 54 кв. м. при первоначальном взносе в 20%. В модели предполагалось, что семья тратит на выплату по ипотеке 70% своих ежемесячных денежных доходов от трудовой деятельности, скорректированных на региональный прожиточный минимум всех членов семьи. При расчете учитывались семьи, в которых хотя бы один член семьи имеет работу и хотя бы один член семьи имеет возраст от 18 до 55 лет. Расчет проводился независимо для 9 типов семей (различающихся по количественному составу и по числу детей), итоговая доля рассчитывалась как средневзвешенная доля из них. Средние цены на квартиры на вторичном рынке, сроки кредита и процентные ставки учитывались для каждого региона в отдельности на основе официальной статистики, при этом цены на жилье по Чукотскому АО взяты из открытых источников. Чеченская Республика в рейтинг не включена из-за отсутствия релевантных данных для расчета. Для расчета рейтинга использованы данные за III квартал 2017 года.

Полученная результирующая доля является индикативным показателем, отображающим различия в доступности жилья в различных регионах, при этом фактическая доступность жилья для отдельных семей и в среднем семей из определенного региона зависит от множества неучтенных факторов (распределение сбережений, структура рынка недвижимости, необходимость в улучшении жилищных условий и другие) и не является предметом данного исследования.

СПРАВКА: РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА "Россия сегодня", специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА "Россия сегодня" – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА "Россия сегодня" входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА "Россия сегодня" лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia