Большая Морская VS коронавирус: что повлияет на избирательную кампанию Развожаева

Вспоминаем основные вехи севастопольской стройки века
Выборы 2020
Б. Морская VS коронавирус: что повлияет на избирательную кампанию Михаила Развожаева
Фото: Сайт правительства Севастополя

22 апреля 2020. Работы по реконструкции ул. Большой Морской должны были завершить в этот понедельник, 20 апреля. Об этом неоднократно заявлял врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев. ИА SevastopolMedia решило вспомнить основные вехи севастопольской "стройки века", которая длилась без малого полгода: с ноября 2019 года по апрель 2020 года. Кроме того, мы узнали, повлияет или нет благоустройство центральной улицы на результат избирательной кампании господина Развожаева на пока не отменённых выборах губернатора. 

Две концепции 

Как такового утверждённого властями Севастополя проекта реконструкции ни специалистам, ни общественности за все эти шесть месяцев представлено не было. Прошло лишь три общественных обсуждения. На одном из них в конце сентября 2019 года руководитель московского архитектурного бюро впервые представил визуальную часть проекта и дал развёрнутый комментарий по нему. В частности, он заявил, что от изначальной идеи сделать на ул. Большой Морской велодорожки проектировщики отказались, потому что под них "забиралась" целая полоса транспортного движения, а это могло, по мнению севастопольцев, привести к увеличению автомобильных заторов. 

На момент обсуждения сформировались две основные концепции благоустройства. Одни хотели видеть Большую Морскую обновлённой, но сохраняющей свой изначальный архитектурный облик, который был дан ей при восстановлении после войны. Другии настаивали на том, чтобы в изначальный облик старой улицы были внесены архитектурные изменения, отвечающие урбанистическим законам современного мира. Это именно то, что предлагали московские проектировщики. 

Развожаев, в целом, придерживался "модернистской" концепции обновления улицы.  


Общественные обсуждения проекта реконструкции Большой Морской. Фото: ИА SevastopolMedia

— Мы должны сделать точку сборки и сделать оптимальный проект. Но, опять же, мы не должны хвататься, при всём уважении, за проекты планировки 50-х годов, потому что жизнь изменилась, люди изменились. Мы должны сохранить исторический облик, мы должны сделать город современным и удобным. Прежде всего для граждан, – уточнял он.

Несмотря на это защитить велосипедные дорожки он не смог или не захотел. Есть предположение, что пошёл на это Развожаев ради компромисса между сторонниками обеих концепций. 

— Выражаясь языком военной стратегии, это был классический пример, когда оперативные преимущества (концентрация группы "автомобильного влияния " в решающий момент — на общественных слушаниях) смогли переломить глобальную слабость позиции по велодорожкам. Но уже карантин показал, что настоящему большинству людей нравится тихая спокойная улица, без большого количества запаркованных на ней машин. А закрытие улицы на время ремонта продемонстрировало, что её роль в качестве основной магистрали сильно преувеличена. Кроме того, противники организации велодорожек неизбежно столкнутся с тем, что все владельцы малых движущихся форм в отсутствие чётких правил будут теперь занимать и автомобильную, и пешеходную части улицы. Это неизбежно ударит в будущем по репутации врио губернатора, который в сознании большинства должен не просто отражать общественное мнение, но формировать его своей активной позицией. Тактический выигрыш обернётся стратегическим поражением, – считает экономический обозреватель, участник общественной организации "Севпарки" Алексей Тихонов

И добавляет, что "на фоне экономических последствий карантина, принятия указа о продаже земли и активизации "ведомственного девелопмента (военных и прочих федеральных структур) вопросы городского благоустройства могут отойти на второй или более дальний план". 

Как бы там ни было, сейчас очевидно, что угодить сторонникам обеих концепций врио губернатора Севастополя не удалось. При этом по мнению политолога Вадима Колесниченко, севастопольцев обманули, потому что при реконструкции было допущено множество нарушений. 

— Реконструкции нет на самом деле. Потому что реконструкция – это совершенно другие технические и юридические условия. На самом деле обманули и город, и людей. Сейчас идёт лишь освоение денег, которые дали из Москвы. Да, это новая улица, это новые тротуары. К историческому ядру города то, что сейчас происходит, не имеет ни малейшего отношения. Это знают все специалисты. Историческому ядру нанесён ущерб. Но надоело на эту тему разговаривать. Тем более – самоизоляция. Никто этого не видит. Ну, выйдем (из самоизоляции), покажут нам новый асфальт, новые собяниновские бордюры. Ну что, мы будем это выкапывать? Что бы ни говорили, что хотели, то и сделали, – считает политолог. 

Большая Морская VS коронавирус 

Не раз эксперты отмечали, что от того, насколько качественно – без задержек и скандалов – благоустроят Большую Морскую, будет зависеть политическая судьба врио губернатора. Отвечая на вопросы журналистов в марте 2020 года, Развожаев и сам дал понять, что реконструкция улицы для него – своего рода "показательное выступление" перед осенними выборами. Наряду с капитальным ремонтом Камышового шоссе, окончание которого намечено на лето 2020 года. Сделают улицу в срок и хорошо — врио будет, что показать избирателям. Нет — может возникнуть вопрос об управленческих компетенциях.  

— Благоустройство Большой Морской к выборам губернатора никакого отношения не имеет, — говорит Колесниченко. — Ни в плюс, ни в минус. Если надо развернуть кампанию против Развожаева, для этого достаточно иметь финансирование. Если в этом будет кто-то заинтересован, это будет сделано. Чьи деньги сюда заведут, того смотрящего сюда и приведут. При тех деньгах, которые будут направлены под конкретную группировку. Газовики, "Ростех", минпромторг… К севастопольцам это не имеет ни малейшего отношения.

Однако при этом добавляет, что не сомневается в том, что Развожаев по итогам выборов станет высшим должностным лицом региона. Отмечая, что для врио сейчас важно не благоустройство Большой Морской, а "результаты выхода города из пандемии коронавируса". 

— Насколько людей это напряжёт, насколько малый и средний бизнес сдохнет. Если будет реальная помощь и поддержка – будет хорошо. Ему не удастся напрячь Черноморский флот (для голосования на выборах губернатора. – прим. ред.), как это делали под бывшего губернатора Дмитрия Овсянникова. Всё, что положено сделать для того, чтобы потом победа Развожаева на выборах была лояльно воспринята, он всё делает правильно. Но пока ни одного конкретного проекта, касающегося Севастополя, не сделано. С точки зрения реализации проекта ФЦП тоже ничего не сделано, – утверждает Колесниченко.  

Набсовет 

За редким исключением почти все решения по реконструкции Большой Морской принимались на заседаниях наблюдательного совета. Впервые предложение о его создании прозвучало из уст Развожаева на том же обсуждении в конце сентября 2019 года.  

Первое заседание совета состоялось в октябре прошлого года. В него вошли депутаты заксобрания, общественники и эксперты. Всего 40 человек. 

Главной обязанностью членов наблюдательного совета было наблюдение за ходом ремонтных работ. По изначальной задумке Развожаева, раз в месяц члены совета должны были проводить заседания, на котором рассматривались те или иные предложения по ходу благоустройства. В итоге за полгода удалось провести три заседания. В октябре и декабре 2019 года, а также в феврале 2020 года. В марте врио предложил провести очередное заседание набсовета в том же месяце в недавно открытом медиацентре. Однако мероприятие было отменено из-за режима повышенной готовности.

Сейчас изначальный проект московских проектировщиков изменился на 40%. Кроме упомянутых велодорожек под "давлением" общественности решено было отказаться от разноцветной тротуарной плитки, кругового транспортного движения на пл. Лазарева, поменять грецкий орех на каштаны, установить питьевые фонтанчики и др. Кроме того, звучали предложения заменить грецкий орех и каштаны на итальянскую вечнозелёную хвойную пинию, а также установить на пл. Ушакова и пл. Лазарева памятники адмиралам, в чью честь и названы указанные площади. Также члены набсовета обратили внимание на входные группы (лестницы, крылечки и проч.) магазинов и подъездов, которые, с одной стороны, не входили в сферу обновления улицы в рамках данного проекта, а с другой, понятно, что делать с ними что-то надо. "Сухой фонтан" на пл. Ушакова, перголы, смотровую площадку с видом на бухту, пешеходную зону на пл. Лазарева проектировщикам удалось отстоять. 


Следующая новость
18+
© 2005—2024