SevastopolMedia, 22 февраля 2018. Депутат Иван Кусов был "доизбран" в Законодательное Собрание Севастополя самым последним, в единый день голосования в сентябре прошлого года. Спустя полгода работы законодателем глава филиала МГУ защищает муниципалитеты, не совсем понимает позывы некоторых коллег по депутатскому корпусу и призывает изменить отношение к молодежи в городе. "Надо формировать среду, где будут работать социальные лифты, привлекать молодёжь к решению реальных задач", — поделился своими мыслями с корр. ИА SevastopolMedia депутат.
— Иван Сергеевич, вы являетесь депутатом Законодательного собрания Севастополя около полугода, чуть меньше состоите в комитете по экономике. Назовите, пожалуйста, наиболее важные вопросы, которые в течение полугода рассматривались на заседаниях комитета.
— Работа комитета – это большой объем согласований, рассмотрений федеральных законов, проектов законов, постановлений Правительства РФ, Госдумы. Практически на каждом заседании рассматриваем какие-то правки от регионов в закон, регулирующий алкогольную деятельность, рыболовство и т.д. Это самые частые вопросы, которые были в федеральной повестке. Поддержка предпринимателей различной формы деятельности, налоговые вопросы и т.д. Что касается севастопольской повестки, то самыми, наверное, основными за эти полгода были вопросы по избранию уполномоченного по правам предпринимателей и по поводу НТО. Татьяна Георгиевна Лобач, председатель комитета, достаточно активное участие принимала в том, чтобы изменения в закон об уполномоченном были приняты, и был принят в новой редакции. Правда, это всё равно не помогло: уполномоченного мы так и не выбрали.
Второй блок вопросов, которым плотно занимались, это нестационарные торговые объекты (НТО). У кого-то много лет стояли торговые точки, ларьки. И те, которые стояли незаконно, у которых не было никаких разрешительных документов, конечно, надо сносить, потому что они стоят на тротуарах, на газонах, под балконами. От них грязь, шум, их владельцы не платят налоги. Жители окрестных домов возмущаются. И то, что идёт снос и упорядочивание нестационарной торговли на улицах, это правильно. Но поступает большое количество жалоб. Люди переживают, остаются без рабочих мест, без средств к существованию. Несколько раз у нас было рассмотрение этих обращений. Мы встречались с жителями, с представителями правительства: с Вадимом Кирпичниковым (начальник управления потребительского рынка и лицензирования. – прим. ред.), с Ильёй Пономарёвым (вице-губернатор Севастополя. – прим. ред.).
За последние полгода рассматривали также вопросы свободной экономической зоны (СЭЗ), не поддержали увеличение налогов. Сохранили на прежнем уровне.
Иван Кусов. Фото: Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia
— Прокомментируйте, пожалуйста, позицию комитета по вопросу законопроекта о предоставлении земельных участков на бесконкурсной основе.
— Законопроект будет, наверно, в ближайшее время выноситься в повестку пленарного заседания Законодательного собрания. Закон не о выделении земли, а о критериях. Город должен развиваться, что почти невозможно без земли. А с ней в городе большая проблема, инвесторы постоянно говорят о том, что в Севастополе практически нет земли для развития. Причем невозможно не только развивать какие-то новые производства, новые рабочие места создавать, но и строить жилые кварталы и торговые центры. Земли мало. Если мы хотим сформировать инфраструктуру города федерального значения, получать услуги, которые может предоставлять бизнес, то должны быть и земельные участки для развития бизнеса.
При этом одна из стандартных процедур выделения земли – именно конкурс или торги. Находится свободный земельный участок, определяется его целевое назначение и запускается конкурс на то, кто предложит лучшие условия его использования, большую цену. Инвесторы между собой конкурируют, в итоге город и его жители выигрывают. Процедура долгая. Занимает иногда даже несколько лет. Могут быть споры, много времени занимает подготовка документов. Так вот законопроект ("Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, в аренду юридическому лицу без проведения торгов" — прим. ред.) предполагает, что правительство может без долгой процедуры предоставить под перспективные и социально-значимые направления бизнеса земельные участки. И речь идёт не только о социально-значимом бизнесе, например, о детском лагере или частном детском садике, но и о перспективных промышленных производствах c большим объемом частных инвестиций. Например, кто-то хочет построить высокотехнологичный завод. Он может под эти критерии попасть.
И в основном этот законопроект как раз все поддерживают. Но, насколько я знаю, самый сложный вопрос был о возможности выделения земли под жилую застройку. При том, что мы понимаем, что необходимо строить и социальное жильё, да и вообще, жильё в принципе. Город растёт, развивается, а цены на жильё очень высокие, и без нового строительства они не упадут. Если мы хотим, чтобы в городе жильё было более доступное, а не в тройке самых дорогих городов страны, тогда обязательно надо строить. По логике, если выделяется земля без конкурса, то инвестор должен очень хорошо подготовить и обсудить с жителями проект, обеспечить строительство социальной инфраструктуры и установить не очень высокую стоимость квадратного метра жилья. Так развиваются и растут города.
Но здесь мы закономерно сталкиваемся с тем, что ни у законодателей, ни у населения доверия к застройщикам нет.
История застройки города последних лет нам показывает, что строили варварски, причем в тех местах, где строить нельзя. В итоге и облик города ухудшился, и социальной инфраструктуры не оказалось вокруг. Яркий пример – Гагаринский район, где натыкано много микрорайонов без парковок, детских садов, без школ и т.д.
Законодатели не верят, что застройщики, получив выделенные участки земли без конкурса, будут обеспечивать необходимый уровень социальных услуг. Думаю, этот законопроект может вызвать споры в этой части.
— Раз мы заговорили о застройщиках, прокомментируйте, пожалуйста, недавнее высказывание крупного застройщик Павла Лебедева о том, что в Законодательном собрании Севастополя работают непрофессионалы.
— Сама постановка вопроса – провокационная. И заявление, естественно, провокационное. Что такое законодательные органы? Депутаты представляют ту группу населения, которая доверила им эти интересы представлять. И задача депутатов – знать, чем живёт население на округе, и через эту призму принимать или разрабатывать те или иные законопроекты. Если сказать образно, Законодательное собрание в очень обобщенном виде — это некий фильтр, через который пропускается жизнедеятельность города. И задача каждого депутата отфильтровывать то, что не соответствует интересам граждан и отстаивать то, что нужно городу или конкретному району. На депутатов не учат, депутатских школ не существует, нет специальности такой. Так что заявление о том, что депутат — непрофессионал, само по себе непрофессиональное. Образование по профилю, конечно, помогает, но если бы, например, все депутаты были бы матерыми юристами, то это не означало бы наверняка того, что Законодательное собрание лучше бы отражало интересы горожан. Бывают опытные и неопытные депутаты, более подкованные в законодательной деятельности или менее. На мой взгляд, нынешние депутаты вполне отражают интересы тех групп населения, которые они представляют. И оценку деятельности депутатов дадут жители на следующих выборах.
— Тогда как, по-вашему, можно объяснить некий ступор в деятельности парламента? На последних двух пленарных заседаниях снимались важные для Севастополя законопроекты, а ряд проектов не проходил первого или второго чтения.
— Не соглашусь. Если брать предпоследнее пленарное заседание, то хочу сказать, что мы работали до 19.00, дольше нельзя по закону. Вопросы, которые были сняты, мы просто не успели бы рассмотреть. В повестке было 28 вопросов, и не все они были принципиальными.