15 ноября 2019. 15 ноября 1905 года было подавлено Севастопольское восстание — вооружённое выступление матросов Черноморского флота и солдат Севастопольского гарнизона, рабочих порта и Морского завода, произошедшее во время первой русской революции с 11 ноября по 15 ноября 1905 года, сообщает ИА SevastopolMedia.
События развивались планомерно.
10 октября забастовали железнодорожники на станции Джанкой и на Феодосийской железнодорожной линии, остановилась Николаевская железная дорога. 11 октября перестали работать железнодорожники станции Симферополь.
14 октября в Севастополе по Нахимовскому проспекту прошла демонстрация, разогнанная солдатами 50-го пехотного Белостокского полка.
17 октября в Ялте закрылись все учреждения и учебные заведения, магазины и банки.
18 октября в Симферополе забастовали работники типографий и табачных фабрик, служащие почтово-телеграфной конторы, закрылись магазины.
Вечером 18 октября 1905 года в Севастополе был получен текст манифеста 17 октября. Первоначально известие было воспринято в городе положительно, народ ликовал, люди обнимались, поздравляли друг друга. Однако вскоре ситуация изменилась. Около Военно-морского музея собрался стихийный митинг. После митинга его участники вместе с присоединившимся к ним портовыми рабочими, ремесленниками двинулись на демонстрацию по улицам города. Демонстранты, возглавляемые известным в Севастополе народовольцем Н. И. Емельяновым подошли к зданию городской думы, из неё на собрание думы были направлены делегаты. Толпа демонстрантов достигала 8-10 тысяч человек. Под влиянием лозунгов демонстрация переросла в политическую, был разорван портрет Николая II, принято решение следовать к тюрьме для освобождения политических заключённых. Среди прочих, на митинге у тюрьмы выступил лейтенант П. П. Шмидт. Толпа была разогнана выстрелами 49-го пехотного Брестского полка, при этом погибло 8 и было ранено 50 участников митинга. Вечером того же дня П. П. Шмидт обратился в думу с требованием о наказании виновных в гибели демонстрантов.
Григорий Павлович Чухнин. Фото: С сайта lemur59.ru
19 октября собралась городская дума, на заседании кроме входящих в состав думы гласных присутствовали "делегаты от народа", среди которых П. П. Шмидт и И. П. Вороницын. По свидетельству самого Вороницына на заседании присутствовал и только что назначенный товарищем министра внутренних дел князь С. Д. Урусов, который не мог выехать в Петербург в связи забастовками железнодорожников. На заседании было принято решение о создании дружин собственной охраны (народной милиции), которая должна была патрулировать город вместо полиции и армии. В тот же день забастовали Реальное и Техническое училище, закрыта классическая гимназия, торговые и промышленные заведения, проходят митинги. Вечером того же дня с моря возвращается Главный командир Черноморского флота Г. П. Чухнин.
20 октября, состоялись похороны жертв расстрела, собравшие около 10 тысяч демонстрантов. На похоронах П. П. Шмидт также выступил с речью, ставшей известной как "клятва Шмидта": "Клянемся в том, что мы никогда не уступим никому ни одной пяди завоеванных нами человеческих прав". Вечером того же дня Шмидт был арестован, и заключён на флагманский эскадренный броненосец "Три святителя", было возобновлено следствием дело "о потере им казенных денег". Городская дума немедленно заявила ходатайство о его освобождении.
21 октября Чухнин проводит совещание об обстановке в городе и мерах по её нормализации, на котором городской голова Максимов предлагает уступить свой пост уже арестованному П. П. Шмидту. По результатам совещаний адмирал запретил матросам посещать митинги, собрания, распространять и читать преступную литературу, постановление городской думы от 19 октября объявлены недействительными, запрещено публиковать реферат её чрезвычайного заседания в "Крымском вестнике" (22 октября газета вышла с пустой страницей), была распущена народная милиция, просуществовавшая всего три дня, на улицы Севастополя возвращены полицейские.
Вооруженное восстание на крейсере "Очаков". Фото: С сайта lemur59.ru
22 октября Чухнин удалил войска с улиц города, а уже 24 октября начались волнения в порту, 27 октября забастовали рабочие в портовых мастерских, 30 октября к ним присоединились мастеровые жестяночного цеха, а 31 октября каменщики и штукатуры.
26 октября рабочие Севастополя избрали Шмидта "пожизненным депутатом" Совета, который потребовал немедленного освобождения Шмидта, как их депутата. К нему присоединились участники митинга проходившего 30 октября на Приморском бульваре. 2 ноября из-за ухудшившегося здоровья Шмидта перевели в госпиталь. Утром 3 ноября Шмидт вышел из палаты и увидел, что часовых охранявших его нет, беспрепятственно покинул госпиталь. Шмидту было запрещено появляться на митингах, его увольнение было ускорено и состоялось 7 ноября.
К середине ноября ситуация в городе ухудшилась. 8 ноября на крейсере "Очаков", проходившего приёмные испытания перед сдачей в строй проявились первые признаки брожения. В августе на него была назначена команда из 385 матросов, в большинстве своём новобранцев. Кроме того, среди рабочих Сормовского завода, находившихся на крейсере для установки машин имелись несколько человек социал-демократов, проводивших активную агитацию. Кочегарная и машинная команда, собравшаяся на летучий митинг, отказалась повиноваться командиру, предложившему матросам разойтись по своим помещениям. Когда командир стал грозить им наказанием, из толпы раздались возгласы возмущения, послышались даже крики: "Долой командира!". 9 ноября при поднятии флага команда не ответила командиру на его приветствие, а потом, собравшись на нижних шканцах, опять стала кричать: "Долой!". Прибывшему на крейсер военно-морскому прокурору жаловались на грубость командира, на скверную пищу и требовали, чтобы офицеры ежедневно объясняли события и вообще беседовали с командой на политические темы. Весь этот день среди матросов наблюдалось брожение. Особенно выделился машинист Гладков, говоривший с прокурором и руководивший командой. 10 ноября ситуация ухудшилась до того, что командир перестал здороваться с командой.
Офицеры и команда крейсера "Очаков". Фото: С сайта lemur59.ru
9 ноября вновь забастовали учащиеся средних учебных заведений Севастополя: реального училища, женской гимназии, мужской прогимназии. 10 ноября после проводов демобилизованных матросов состоялся большой митинг, вылившийся в мощную демонстрацию.
Вечером 11 ноября Чухнин докладывает Николаю II телеграммой: "Матросы, вероятно, поставят какие-нибудь условия, которым придется подчиниться или распустить флот"
В ночь на 12 ноября был избран первый Севастопольский Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов, который возглавил И. Вороницын. 12 ноября в городе началась всеобщая забастовка. Значительная часть матросов флотской дивизии и часть солдат Брестского полка поддержали восставших. Утром 12 ноября состоялось первое заседание Севастопольского Совета. К вечеру были выработаны требования восставших: созыв Учредительного собрания, установление 8-часового рабочего дня, освобождение политических заключённых, отмена смертной казни, снятие военного положения, уменьшение срока военной службы.
13 ноября началось восстание на крейсере "Очаков". Офицеры вместе с кондукторами покинули корабль.
Во второй половине дня 14 ноября на "Очаков" прибыл лейтенант Шмидт, подняв на нём сигнал: "Командую флотом. Шмидт".
В ночь на 15 ноября ударные отряды овладели минным крейсером "Гридень", миноносцем "Свирепый", миноносцами № 265, № 268 и № 270 и несколькими мелкими судами, а в порту захватили некоторое количество оружия. Тогда же к восставшим присоединились экипажи канлодки "Уралец", миноносцев "Заветный", "Зоркий" и учебного корабля "Днестр", минного транспорта "Буг".
Утром на всех восставших кораблях были подняты красные флаги. Чтобы привлечь на сторону восставших всю эскадру, Шмидт обошёл её на миноносце "Свирепый". Затем "Свирепый" направился к превращенному в тюрьму транспорту "Прут". Вооруженный отряд матросов во главе со Шмидтом освободил находившихся на судне потёмкинцев. К восставшим присоединилась команда "Пантелеймона" (бывший "Потёмкин"), но сам броненосец уже не представлял большой военной силы, так как был разоружён ещё до начала восстания.
Вооруженное восстание на броненосце "Князь Потемкин". Фото: С сайта lemur59.ru
Во второй половине дня 15 ноября восставшим был предъявлен ультиматум о сдаче.
Не получив ответа на ультиматум, верные правительству войска начали обстрел восставших кораблей. Ещё до окончания срока ультиматума канонерка "Терец" открыла огонь по катеру с "Очакова" на котором восставшие пытались доставить на "Пантелеймон" замки к орудиям. После начала обстрела миноносец "Свирепый" предпринял отчаянную, но безуспешную попытку атаковать "Ростислав" и "Терец" но попав под перекрёстный обстрел был подожжён и выведен из строя. В Южной бухте был затоплен командой минный заградитель "Буг", так же затонул от полученных повреждений миноносец № 270. Из кораблей правительственной эскадры лёгкие повреждения рангоута получил только крейсер "Память Меркурия". После двухчасового боя восставшие сдались.
Лейтенант П. П. Шмидт, матросы А. И. Гладков, Н. Г. Антоненко, кондуктор С. П. Частник были приговорены к смертной казни (расстреляны 6.3.1906 на острове Березань), 14 человек — к бессрочной каторге, 103 человека — к каторжным работам, 151 человек направлен в дисциплинарные части, более 1000 человек наказаны без суда.