Почему штормит рынок грузоперевозок в Крыму и Севастополе

О ситуации рассказал владелец одной из транспортных компаний
Евгений Сокол
Фото: Из архива Е. Сокола

SevastopolMedia, 26 ноября. Транспортные компании в Крыму и Севастополе, как и в других регионах России, могут оказаться на грани банкротства из-за целого ряда факторов.Такое мнение в интервью корр. ИА SevastopolMedia выразил руководитель севастопольской транспортной компании Евгений Сокол. Он рассказал о состоянии отрасли и путях решения проблем. 

Про демпинг и лизинг 

— Евгений Геннадьевич, некоторые эксперты утверждают, что компании покидают рынок грузоперевозок. Как обстоят дела в Севастополе?

— Да, на мой взгляд, наша отрасль переживает серьезный кризис и многие вынуждены даже уйти.В настоящий момент на рынке происходит снижение стоимости перевозок при росте затрат на содержание и обслуживание автопарка. За последние три года заметно уменьшились тарифы.

По сравнению с 2023 годом наряду с падением ставок издержки перевозчиков выросли примерно на 30%. Прежде всего это расходы на лизинговые платежи, приобретение запчастей, обслуживание транспорта и ФОТ. 

Ранее работали преимущественно на европейских тягачах, которые эксплуатируются долгие годы без непредсказуемых ремонтов. Сейчас многие перешли на китайскую технику. Из-за периодически возникающих с ней проблем увеличиваются затраты на ремонт и техническое обслуживание. Наконец, остаточная стоимость "китайца" всего лишь после нескольких лет работы значительно уменьшается, тогда как автомобили из некоторых других стран и через 10  лет пользуются спросом. 

Кроме того, цена дизельного топлива  поднялась на 25% по сравнению с 2023 годом. Ранее топливные компании предоставляли  перевозчикам скидки, которые составляли до 15%, однако в настоящий момент часть из них льготные условия отменила. 

— Вы сказали про удешевление перевозок. Но в основном звучит мнение об удорожании логистики.

— Стоимость перевозок действительно существенно снизилась.  К концу 2024 года число участников рынка перевозок из-за доступности лизинга  выросло. И теперь наблюдаем демпинг и не всегда добросовестную конкуренцию, а значит, падение цен на перевозки. В среднем снижение стоимости составило 15-20%. По моему мнению, первыми делом под удар попали небольшие транспортные компании и индивидуальные предприниматели, чья финансовая устойчивость оказалась недостаточной для выживания в условиях жесткой конкуренции.  

Снижение прибыли не могло не повлиять на возможность перевозчиков выполнять свои  кредитные обязательства. В итоге мы видим массовый отказ от фур, взятых в лизинг. На практике это означает, что перевозчики-банкроты попросту возвращают машины, которые не приносят никакой прибыли, но требуют ежемесячных лизинговых платежей по сверхвысоким процентным ставкам.


Тематическое фото. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia.ru

Без кадров и "цифры" никуда 

—  А как сейчас обстоят дела с кадрами?

— Наблюдается некоторый дефицит кадров, компании поднимают им заработную плату, которая сейчас достигает в среднем 150–200 тысяч рублей. Но не все организации могут это обеспечить, многие фирмы вынуждены сокращать выплаты своим сотрудникам, что приводит к оттоку квалифицированных специалистов. Водители попросту уходят в другие сферы деятельности. 

 — Какие еще факторы следует учитывать? 

— Важным моментом я бы назвал уже начавшуюся цифровизацию транспортной отрасли. Она уже затрагивает все аспекты логистики. Внедрение цифровых технологий обещает повышение эффективности, снижение издержек и улучшение качества обслуживания. Однако этот процесс не лишен потенциальных сложностей.

Во-первых, цифровизация требует значительных инвестиций в новое оборудование, программное обеспечение и обучение персонала. Транспортные компании должны обновить свои информационные системы, установить датчики и GPS-трекеры на транспортные средства, а также обеспечить сотрудников современными смартфонами и планшетами для доступа к необходимым данным и приложениям. Но это может оказаться серьезным финансовым бременем для предприятий, особенно для малого и среднего бизнеса.

Во-вторых, успешная цифровизация предполагает наличие надежного интернет-соединения. Однако сейчас случаются перебои со связью. 

В-третьих, вопросы кибербезопасности становятся все более актуальными в цифровой среде. Транспортные компании должны защищать свои данные от хакерских атак, утечек информации и других киберугроз. Необходимо внедрять современные системы защиты информации и регулярно проводить аудит безопасности.

— Расскажите о возможных путях выхода из кризиса в отрасли? 

— Спад перевозок отражает общее охлаждение экономики и сложности в импорте, строительстве и розничной торговле. Рецепт по выходу из кризиса на мой взгляд таков: будут работать отечественная промышленность, торговля, сельское хозяйство — будет и спрос на перевозки. 

— Как-то все грустно звучит….

— Да, ситуация сложная и растянутая во времени. Компании, которые сумеют адаптироваться к изменившимся условиям, получат более устойчивую модель бизнеса и смогут укрепить свои позиции. 

Смотрите полную версию на сайте >>>