31 августа. Каждый, кто хоть раз заправлял машину, знаком с этим звуком — резким щелчком, после которого пистолет сам перестаёт лить бензин. Это кажется почти магией, но на самом деле внутри заправочного пистолета скрыта гениальная и при этом до смешного простая механика. И она обходится без какой-либо электроники — и это неспроста.
Разработчики специально не стали использовать датчики и микросхемы, потому что любая искра рядом с парами топлива — это огромный риск. Поэтому всё работает на чистой физике. Когда вы нажимаете рычаг, вы вручную открываете клапан, и топливо устремляется в бак. Но главный трюк — в маленьком воздушном канале, скрытом внутри самого носика пистолета.
Пока бак пуст, через этот канал свободно проходит воздух. Но в тот момент, когда уровень топлива поднимается и достигает кончика пистолета, он перекрывает этот крошечный проход. Воздух перестаёт течь, и внутри системы создаётся разрежение. Это изменение давления тут же воздействует на специальную мембрану, которая, сжимаясь, дёргает пружину и моментально закрывает основной клапан. Вот откуда этот уверенный щелчок.
Эта система невероятно надёжна, но, как и любой механизм, может давать сбои. Если пистолет изношен или повреждён, он может не сработать вовремя. Тогда горючее, не встретив преграды, пойдёт через край, что крайне опасно — пролитое топливо на раскалённом асфальте или на кузове легко может вспыхнуть.
Многие водители любят заправляться "под горлышко", чтобы реже заезжать на заправку. С одной стороны, это удобно. Но с другой — у каждого бака есть свой физический предел, и его лучше не превышать. Особенно в жару, когда жидкость расширяется. Лишнее топливо некуда деваться: оно может вылиться наружу, создавая угрозу, или создать избыточное давление в системе автомобиля, что не идёт ей на пользу. Так что доверяйте щелчку, но всегда оставайтесь внимательны — не отвлекайтесь и держите процесс под контролем.