4 августа. Для того, чтобы написать увлекательную книгу, не всегда обязательно обладать какой-то уникальной литературной гениальностью. Сотням и тысячам участников СВО для этого достаточно надиктовать на диктофон хотя бы половину своего боевого пути. Например, Алексей (позывной "Такси"), командир БМП из 1-го батальона 33-го мотострелкового полка 20-й мотострелковой дивизии "Южной" группировки войск — как раз такой литератор — в силу захватывающей жизни.
"Такси" родом с Кубани. После призыва в армию попал в Воздушно-десантные войска и затем остался служить по контракту, уже наводчиком-оператором БМП. Для него эта должность стала неожиданностью — сам он хотел пойти в сапёры, потому что там были и другие ребята, решившие остаться на контракт. Но настояло командование. "Такси" объяснял: "У меня левый глаз видит хорошо, а правый немного хуже вдаль. Офицер ответил: "Что ты мне рассказываешь, у тебя глаз — алмаз, будешь наводчиком, причём отличным". В общем, будешь ездить на БМП".
"Такси" вспоминает период обучения: "У меня был такой командир, который обучал наводчиков и знал БМП досконально. Его звали Дима, он выше меня ростом, под два метра парень. Я наблюдал за ним, как он обучал людей, показывал загрузку: там был норматив по загрузке 30-мм пушки. Я смотрю, он вроде высокий, а двигается, как рыба в воде, лазает по БМП-2 туда-сюда. Для обучения дают 15 боекомплектов и нужно уложиться в норматив. Я смотрю на него: он, как змея, двигается естественно и быстро, и я решил, что хочу быть таким же, как он".
Всё получилось — на экзаменационных стрельбах Алексей отличился, образцово поразив мишени, имитирующие пехоту и технику. Тогда же "Такси" впитал и накрепко усвоил принципы взаимодействия экипажа бронетехники. Необходима полная синхронизация наводчика с механиком-водителем. Команда должна действовать как единое целое, понимать друг друга с полуслова. Должно быть такое взаимопонимание, чтобы даже без слов знать, что нужно делать.
"Такси" приводит примеры: "Я говорю: "Коль, помнишь, как мы тренировались? Помнишь, что обсуждали?" Мы заранее проговариваем детали миссии, маршруты, точки отхода, оптимальные позиции, чтобы избежать попадания под обстрел или обеспечить быстрое развёртывание. Важно, чтобы механик знал, когда нужно укрыться, чтобы избежать травм от летящих гильз во время стрельбы из башни. По команде он должен моментально реагировать".
Все эти навыки очень пригодились Алексею на СВО, когда он уже был командиром экипажа. У него в команде всё было отлажено до автоматизма, особенно когда его механиком был боец с позывным "Макар" (к сожалению, он уже погиб).
Как-то их экипаж в составе группы из двух машин прорывался в Антоновку. Одну машину подбили, но ребята продолжили движение, чётко выполнили задачу, высадили пехоту и даже отработали по позициям противника в соседнем селе. Потом оказалось, что они уничтожили укрепление, которое не могли взять четыре дня, просто по координатам.
При этом в какой-то момент машину "Такси" и "Макара" начали обстреливать из миномётов и артиллерии. Дым полностью скрыл их из виду. Командование было в шоке, думали, что с парнями что-то случилось, тем более долго не выходили на связь. А "Такси" просто ждал, пока выгрузится пехота, и продолжал вести огонь.
Командир пехотной группы в это время был на броне, а пехота — внутри десантного отсека. Ребята обучили их, как правильно открывать люки изнутри, потому что это не всегда просто. Там не ручку дёргать надо, а кнопку нажимать. Без обмундирования помещается человек шесть, а с сумками — по два с каждой стороны. А командир, если что, сразу выпрыгивает и помогает им. Когда командир выпрыгивает, он бросает дымовые шашки в другую сторону для прикрытия.
"Такси" начал вести огонь, командир тоже чётко отработал, выкинул дымовые шашки и выпрыгнул. "Такси" смотрит: "Мы долго стоим, десант не выходит. Может, ещё что-то забирают? Я ещё дал огня, и тут у меня чуйка сработала. Я спрашиваю "Макара": "Что там? Что-то долго не открывают. Давай ещё чуть-чуть подождём и отходим". Ребята ещё немного поработали и начали откат. Туман, дым, ничего не видно. Командиры пытаются выйти на связь, но у "Такси" рация не ловит, плюс сначала надо поработать, а потом уже отвечать.
И вот машина эффектно, как в лучших блокбастерах, вылетела из гущи дымного облака — ребятам потом показали этот момент на видео, снятом с "птички". Не менее эффектно буквально через секунду в это облако дыма влетает снаряд и разрывается на месте, где только что стояла машина. А откат только начался, и хоть видимость улучшилась по сравнению с эпицентром дыма, но ненамного. "Макар" говорит: "Лёха, ничего не вижу, дым как молоко".
Но уже вскоре "Макар" сказал, что выехал на трассу. "Такси" подтвердил: "Макар, вроде, по местности вижу, ты на трассе, потихоньку едь". Он ответил: "Вижу, дальше сам". Ребята подобрали экипаж второй, подбитой БМП. "Такси" скомандовал: "Давай газуй!". У экипажа фишка была — песни петь на боевом задании. И на этот раз под популярные песни они улетели в тыл.
Впечатляюще, чего уж! Но схожих историй, пусть, возможно, с чуть меньшим количеством спецэффектов, у "Такси", кажется, десятки. Например, однажды во время серьёзной операции его машина выполняла роль отвлекающего манёвра, чтобы противник не мог поднять голову. Ребята выехали в поле, и "Такси" сказали: "Стреляй!". Вели огонь около минуты, выпустили 70-100 снарядов, и тут случилось заклинивание. Наводчик сразу же дал команду на запуск ПТУРа. Командир ожидал, что он будет стрелять со своей стороны, но он неожиданно выстрелил справа, а у "Такси" люк был немного приоткрыт.
Вспышка. "Такси" подумал, что рядом прилёт, и нужно отходить. Связь барахлит, члены экипажа друг друга не слышат. И хорошо, что задержались — "Такси" посмотрел в монитор и увидел, как их ракета попадает прямо во вражеский окоп. "Макар" скомандовал отход, и ребята отступили.
Вторая группа, работавшая на машине "Бережок" (БМП-2М, оснащённая АГС и двумя ПТУРами), выпустила весь боекомплект по посадке.
"Механик потом рассказывал, что думал: по ним прилетело, когда он запустил ПТУР: но он не знал, что это наш ПТУР и был", — смеётся "Такси". К счастью, удалось вовремя уехать, так как начался обстрел "Градами" и миномётами. Парни выиграли время для своих, обеспечив прикрытие.
Комбат приказал не задерживаться на позиции дольше 10 минут, даже семи, чтобы противник не успел пристреляться. "Такси" тоже больше переживал за экипаж, чем за технику: технику можно получить новую, а люди бесценны. Бойцы выполнили задачу, как приказал комбат, и даже быстрее; уехали, за ними последовала вторая машина.
Когда эта вторая машина отъехала, начался сильный обстрел того места, где техника только что находились, даже землёй вслед обдало. Откатившись, ребята обсудили всё с комбатом, их похвалили за успешное выполнение задачи. После этого на постоянной основе началась работа "бронепоездом" — выманивание противника, чтобы он быстрее расходовал боеприпасы. Выманивали огонь, чтобы определить позиции для нанесения ударов FPV-дронами или "Градами", либо чтобы просто истощить запасы боекомплекта противника. Ездили много раз.
Обычно в составе стандартного бронепоезда — две БМП и танк. Нужно маневрировать, чтобы вытащить противника на себя, а когда вытащишь — важно поймать тот момент, когда он пристреляется. После одного-двух прилётов третий или четвёртый точно будет в цель. Но до этого время есть. К тому же ветер может сместить направление.
Поэтому экипаж работает и подстраивается под эти условия. Если случилось одно попадание, другое — нужно незамедлительно активизироваться. Работать с полной отдачей. В момент работы возникает… моментальная концентрация. Как только машина приближалась к рабочей точке, "Такси" сразу же начинал целиться, не ждал указаний, действовал автономно.
Пока есть возможность, пехота продвигается самостоятельно. Потом, как рассказывает "Такси", пришло их время с "Макаром". Однажды, в очередной раз выполнив транспортную функцию сообразно позывному Алексея, товарищи отдохнули сутки, а потом их вызвали на новое боевое задание.
"Такси" с "Макаром" ездили три раза подряд. В первый раз высадили пехоту, во второй раз не получилось ничего сделать, неподалёку работал наш же танк, а близко к нему приближаться нежелательно — если в ответ на его выстрел полетит мина из миномёта, то БМП пострадает значительно сильнее, чем сам танк.
В третий раз поехали ночью. Ночной выезд таит свои опасности, ничего ведь не видно, включишь огни — станешь мишенью. "Макар" с "Такси" обсуждали маршрут. "Такси" сказал, что готов разнести всю деревню. Он ответил, что всё будет нормально, быстро заедем и вылетим.
Ребята перекрестились и поехали, не в самую ночь, но в сумерки, которые вскоре окончательно сгустились. Вскоре появилась связь, будто кто-то пытался передать сообщение, как транслятор. Ребятам сообщали: "130, 130", было похоже на отмену задания. "Такси" сразу сказал "Макару", чтобы тормозил, так как связь начала давать сбои. Выйдя на командирскую волну, Алексей уточнил, правильно ли они расслышал про 130. Получив подтверждение, ребята развернулись, поняв, что задание отменяется. Вероятно, командиры решили, что лучше сейчас ничего не предпринимать, чтобы не потерять технику.
Поэтому задачу решили перенести на следующий день, когда началось массовое наступление. Всё обсудили, и в атаку пошли три БМП и два "Бережка". В тот день наша техника практически полностью взяла Антоновку. "Почти", потому что небольшой участок остался под контролем противника. Бронемашины ворвались в сельскую черту, нанесли серьёзный урон противнику, обстреляли его и, грубо говоря, захватили больше половины села, а пехота уже добивала остатки. Все ребята вернулись целыми и невредимыми.
Жизнь и здоровье солдат, ещё раз говорит "Такси", бесценны, и хорошо, когда высокое командование это понимает. Алексей вспоминает прежнего комбата с позывным "Ольха", который лично ночью, за день до операции, давал задачи каждому экипажу, особенно механику-водителю. Он объяснял цель, проверял маршрут на наличие мин. А на следующий день уже выполняли задачу. Ребят вызывали утром, сажали в КамАЗ и, чтобы не привлекать внимание противника, они осматривали маршрут.
Комбат лично ходил с ребятами, чтобы они запомнили дорогу, ставили вешки, делали ориентиры, проверяли их возможности. Сапёры тоже работали, чтобы тщательно осмотреть небольшой участок, чтобы БМП могла маневрировать. Подготовка была основательной. Нынешний комбат, "Дон", тоже лично руководит такой работой. Особенно внимателен к минам. Он всё объясняет и предупреждает, что если что-то случится, нужно спешиться и оставить технику, главное — выжить.
Живучесть экипажа — приоритет, потому что на обучение новых людей нужно время и усилия, и они не смогут выполнить задачу на 100 процентов, а лишь где-то на 70.
Поэтому и сами члены экипажа всегда уточняют детали у командования, чтобы план был чётким, исключал риск подрыва на минах. Все этапы тщательно обсуждаются и подготавливаются. Ребята уделяют внимание как подготовке техники, так и собственному моральному настрою.
"Такси" не может сказать, что отправляясь на задание, не испытываешь страха. Наоборот, он присутствует всегда, и это нормально. Страх — это проявление осторожности. Тот, кто утверждает, что не боится, либо неискренен, либо не совсем адекватен. Лично "Такси" каждый раз сталкивается со страхом, но в то же время появляется уверенность, внутреннее чувство, что всё будет хорошо, что справится с задачей, либо найдёт выход из любой ситуации.
Бывали случаи, когда это предчувствие спасало. Алексей вспоминает: как-то с "Макаром" выполняли задание до Антоновки. Заехали на три поля в глубь территории противника, сами того не подозревая, и успешно выполнили задачу. "Такси" признаётся, что ощутил эффект дежавю, словно я уже видел это во сне. Предупредил "Макара", но тот успокоил, сказав, что всё будет хорошо. Ребята держали дистанцию между тремя БМП и танком. Противник явно не ожидал появления российской техники в глубине своих порядков.
"Едем с "Макаром", рассказывает "Такси", и вдруг чувство — что-то неладно. Говорю: "Макар", притормози!". И тут рядом — взрыв. "Макар" говорит: "Слава богу, что ты сказал притормозить". Выезжает, а там всё в дыму. "Макар" говорит, что ничего не видит, и машина врезается в дерево. Задняя передача не работает. "Такси" сначала подумал, что газ какой-то, а потом понял, что это дымовая завеса. Пытались исправить поломку, но не получилось.
Нужны были инструменты и немного силы, чтобы вытащить машину из дерева. И тут в неё, как назло, врезается вторая БМП. Хорошо, что у "Такси" чуйка сработала, и он успел спрыгнуть с другой стороны, а то бы прилетело. Зато нет худа без добра — удалось освободиться от назойливых объятий дерева.
Но тут прилетать стало от врага, разрыв за разрывом. И тут прилёт за прилётом, всё ближе к нам. "Всё, конец", — подумал "Такси". "Макар" был не согласен с такой постановкой вопроса: "Держись, Лёша, сейчас проскочим". "Такси" за башню схватился. Проскочили! БМП чуть подпрыгнула, и машина пролетела. А потом уже прилёт был. Страх и риск были невероятными, просто запредельными.
Доехав почти до точки разворота, ребята остановились. "Такси" почувствовал неладное и сказал "Макару" тормозить. Как только он затормозил, рядом произошёл взрыв. Вот она, сила предчувствия!
"Такси" скомандовал: "Теперь давай!". Он волновался, что сейчас рванёт, но я ответил, что всё нормально. И тут — прилёт. Адреналин зашкаливал.
На обратном пути снова начались обстрелы. На одном повороте было особенно опасно. Когда развернулись и поехали обратно, снова произошёл взрыв. Начали стрелять по дороге. "Макар" приказал жать на газ. "Главное, держись!", — сказал. Когда разогнался, машина подлетела, "Такси" даже немного оторвался от сиденья.
"Макар" сказал: "Надо доехать, держись, сейчас трясти будет". Обычно он предупреждал о кочках и притормаживал, а тут — наоборот. "Такси" сказал: "Давай, лучше гони!". "Макар" ответил: "Главное, держись, Лёша!". И всё получилось.
Кстати, танк, участвовавший в этой "экспедиции", был подбит, но нет худа без добра — его механик, выбираясь через серую зону в лесополосах к своим, нашёл украинскую рацию. Противник знал, что где-то двигается наш солдат, и, как показали перехваты, истерил в эфире: "Поймайте этого индейца!". Но "индеец" благополучно дошёл куда надо, принёс рацию и рассказал ещё много интересного.
И ещё одна история про везение, предчувствие и импровизацию. Однажды "Такси" с "Макаром" и ещё одним товарищем с позывным "Арсений" должны были, направляясь на задание, следовать за танком и повернуть направо в районе моста. Но танк повернул налево, и ребята вслед за ним. Оказалось, танк ошибся маршрутом. И, как потом сказали командиры, слава богу, потому что там, куда группа должны была ехать, начался массированный обстрел "Градами". Повезло, в общем, что отклонились.
Между тем, танк упал в ров. Все подумали, что сейчас придётся спешиваться. Но механик у танка попался хороший, позитивный, что-то наколдовал. Долго там простояли, никто даже не стрелял, потому что не доехали до нужной точки. В итоге командование отменило задачу: приказали отойти и перегруппироваться по-другому. Экипаж танка забрали с собой.
Хотя прошло уже немало времени, эмоции у "Такси" такие, будто всё происходило пару часов назад: "Поехали, но видимость была плохая. "Макар" рассказывал, что каким-то чудом объехал мины. Как он это сделал, не известно, настоящее везение. "Макар" был спокоен и ехал уверенно. У него словно было предвидение опасности, экстрасенсорика какая-то. А может, всё та же старая добрая импровизация. Он даже немного отклонился от маршрута, а потом вернулся на дорогу, которую проложили для танков, и объехал препятствие.
Не так давно "Такси" вновь повезло и не повезло одновременно. Не повезло — он во время очередного задания попал под дрон-"камикадзе" и был серьёзно ранен. Повезло — что остался жив, прошёл самостоятельно с ещё одним раненым товарищем почти 20 километров до точки эвакуации и благополучно отправился на лечение.
Сейчас командир боевой машины вновь в строю. Дома его с победой ждёт семья и любимая девушка, с которой он уже твёрдо решил связать свою жизнь, как и с армией России.
Станислав Смагин, "Военный вестник Юга России" (12+)