Из Сирии на СВО: как Маффину пригодился опыт оператора БПЛА в новом конфликте

Благодаря работе военнослужащего на харьковском направлении удалось уничтожить вражескую технику: Т-80, Д-20, БМП, САУ и Пионы
Военнослужащий с позывным "Маффин"
Фото: Виктор Воронов

15 июля. Пока противник лихорадочно пытается замаскировать технику и свои позиции, наши операторы БПЛА "Орлан" уверенно следят за обстановкой. Любая вражеская активность оказывается под наблюдением, а координаты мгновенно передаются в нужные руки для дальнейшей корректировки огня и поражения. Материал подготовлен корр. газеты "Флаг Родина" (12+).

Заместитель командира роты БПЛА по военно-политической работе с позывным "Маффин" определенно знает, как себя ведет в небе эта грозная "птица". Запускал и сажал, вел с нее наблюдение еще со времен работы в сирийской пустыне, где он и подружился с "Орланом", а когда началась специальная военная операция, не сомневаясь ни на секунду, вернулся к делу, которое хорошо знал и умел, потому что понимал, что от точности его работы зависел успех наших подразделений на передовой.

Обрыв связи не проблема 

— Призвали меня в 2014 году, попал в учебную роту на специальность кабельщика-симметрировщика, — вспоминает "Маффин". — Учился хорошо, с особым интересом, получил классность. Некоторые раньше говорили, что год в армии — это потерянное время, но я обучился на интересную, а самое главное — важную специальность, обрел верных товарищей, да и подтянулся физически. Тогда задачи при работе стояли серьезные. Выезжали на ремонт, настраивали связь, работали со специальным оборудованием, простыми словами искали, где пропал сигнал, устраняли обрывы и восстанавливали линии, — продолжает мой собеседник.

После прохождения срочной службы "Маффин" подписывает контракт, и ему предлагают попробовать себя в новом направлении — беспилотных летательных аппаратов. Как он признается, поначалу было сложно, техника была незнакомой и новой, но он быстро учился, потому что работа с беспилотниками приносила ему удовольствие. На занятиях он осваивал управление БПЛА, учился ориентироваться и читать обстановку местности с высоты, а также изучал особенности определения координат и работу с ними.

— На тот момент беспилотники только-только входили в моду. Их запускали для наблюдения и корректировки огня. Не было еще ударных дронов, FPV, "мавиков" и других разновидностей "птичек". Специальная военная операция колоссально изменила роль БПЛА в вооруженных конфликтах, — говорит "Маффин".

САР с высоты "птичьего" полёта

После успешного прохождения курсов по подготовке операторов БПЛА "Маффин" отправляется в первую, но не последнюю командировку в Сирийскую Арабскую Республику. За время работы в должности оператора "Орлана" будущий замполит оттачивал мастерство полета, изучал особенности работы в режиме боевых действий и делал все, что от него требовалось. Он научился смотреть на местность иначе — сверху, искать признаки вражеской активности, которые с земли незаметны.

— Командировки в Сирию помогли мне отточить мое мастерство, полученное в ходе обучения, до автоматизма. Задачи были схожими, требовалось отследить противника, обнаружить его технику и скопление личного состава, — вспоминает военнослужащий.

Опыт, полученный за время командировок в САР, не раз выручал "Маффина" в зоне проведения спецоперации.

— Это был другой конфликт, но многое схоже, — признается он. — На тот момент казалось, что, кроме разведки местности, беспилотник такого типа ничего и не сделает, но видите, как за такой короткий отрезок времени все изменилось, но наши бойцы быстро учатся, поэтому идем, так сказать в ногу со временем.

После командировок "Маффин" отправился на переобучение по специальности оператора управления БПЛА. Учился в Подмосковье, где успешно сдал все экзамены. Подготовка проходила серьезная, с акцентом на практику и знание техники, также принимал участие в учениях в Ленинградской области, где отрабатывали взаимодействие с другими подразделениями, тренировались в условиях, максимально приближенных к боевым.


Работа операторов БПЛА. Фото: скриншот из видео Минобороны России

Сирийский опыт, украинские цели 

В зону проведения специальной военной операции "Маффин" отправляется в составе сводного расчета БПЛА "Орлан". Иногда приходилось подменять товарищей и управлять другими типами "птиц", но принцип был один — задачу выполнить точно и без сбоев. — Не важно, на каком беспилотнике работаешь, важно, чтобы результат был. Когда видишь, как по обнаруженным координатам отрабатывает наша "арта", понимаешь, что твоя работа важна. — На харьковском направлении удалось вскрыть вражескую технику — Т-80, Д-20, БМП, САУ, "Пионы", — продолжает военнослужащий. — В том же районе засекли место скопления личного состава, порядка двухсот человек. Вели наблюдение, корректировали огонь. Противник понес значительные потери как личного состава, так и техники.

В ходе одного из боевых эпизодов "Маффину" пришлось отражать наступление противника в составе пехоты, по позициям работал вражеский танк.

— Мы шли вместе с пехотой. В какой-то момент танк начал работать по нашим позициям. Я тогда был старшим оператором, получил ранение, но задачу выполнил. После восстановления он снова вернулся на передовую, но только уже на херсонское направление. Также работали в островной зоне. Противник пытался высадиться на лодках, но на остров их не пустили. Неонацисты пытались пройти и днем, и ночью, но наши парни сделали все, чтобы это было только киевскими фантазиями.

Он говорит об этом спокойно, но тогда, на островах, каждый день был под обстрелами противника, но наш герой в составе подразделения выстоял и не пропустил неонацистов дальше. За время выполнения задач в зоне проведения специальной военной операции командование не раз отмечало профессионализм и героизм "Маффина", за что он был представлен к государственным наградам: знак отличия ордена Святого Георгия — Георгиевский крест IV степени, медалями "За отвагу", Жукова и Суворова.

Сегодня "Маффин" занимает должность заместителя командира роты БПЛА по военно-политической работе, работает непосредственно с личным составом, старается оперативно решать проблемы подчиненных.

— Пока был оператором БПЛА, со многими из парней подружился, а они привыкли ко мне. Поэтому должность замполита не смутила меня, а наоборот, я понял, что могу решать проблемы моих боевых товарищей. Да и им легче со мной, мы уже все тут привыкли друг к другу.

За время общения с героем пришла новость, что его подчиненным подписали рапорт на награждение. "Маффин" буквально засветился от счастья и улыбнулся так, что не нужно было слов. Радость была искренняя, как за родных.

— Слава богу, не забыли, — только и сказал. В этот момент, мне стало понятно, почему именно он занимает такую важную должность — по работе с душой личного состава.

В хоккей играют настоящие мужчины

До участия в спецоперации "Маффин" играл в хоккей. Выступал в составе команды "Арктика" в "Лиге Надежды".

— Хоккей хоть и командная игра, но многое зависит от тебя самого, как и при управлении беспилотником, все зависит от самого себя. Уже жду, как вновь встану на коньки и заброшу шайбу, конечно, времени уже много прошло, но, я думаю, парни назад примут, — улыбается "Маффин". — Команда у нас дружная была, поэтому товарища точно не оставят.

Дома его ждет любящая семья. Каждый день он старается передать родным, что у него все хорошо. Понимает, что переживают, но служба есть служба.

— Семья понимает, привыкли уже. Поддерживают и ждут, ведь это уже не первая моя командировка в зону боевых действий, так что они понимают, что скоро вернусь домой, только — как наведем порядок здесь с парнями. Домой с победой, — добавил "Маффин".

Лейтенант Виктор ВОРОНОВ 

Смотрите полную версию на сайте >>>