29 мая. Фильм "Белое солнце пустыни" занимает особое место в истории советского кинематографа и считается классикой. Он был высоко оценён не только в СССР, но и за его пределами. В 1971 году картина была приобретена для показа в США, прошла дубляж и вызвала интерес даже у зрителей, знакомых с голливудскими вестернами.
Однако за успехом ленты стояла крайне сложная и драматичная история её создания. Режиссёр Владимир Мотыль в своих воспоминаниях описывал съёмочный процесс как чрезвычайно напряжённый и проблемный. Первые трудности возникли ещё на стадии утверждения сценария, а затем продолжились на каждом этапе производства.
Фильм снимался в условиях жёсткого бюджетного ограничения — на него было выделено всего 650 тысяч рублей при стандартной смете в миллион. Это означало, что значительная часть производственных нужд осталась без обеспечения. К примеру, при выезде группы на натурные съёмки в Дагестан, "Мосфильм" предоставил лишь минимальный комплект оборудования. Ожидаемая техническая поддержка из Азербайджана так и не прибыла из-за бюрократических проволочек.
Съёмки проходили в крайне спартанских условиях. Отсутствие техники и нехватка ресурсов были лишь частью проблемы. Дисциплина среди участников проекта также оставляла желать лучшего. Алкоголь стал едва ли не регулярным фактором повседневной жизни на съёмочной площадке. По воспоминаниям Мотыля, пьянствовали практически все, включая актёров ключевых ролей. Это приводило к срывам графика и конфронтациям с местной милицией.
Серьёзные конфликты происходили как в гостиницах, так и за пределами съёмочной площадки. Актёр Николай Годовиков (Петруха) уже в первую неделю пребывания в Дагестане оказался участником драки в ресторане, где получил серьёзные травмы. Позже с аналогичными ситуациями столкнулись Павел Луспекаев и рабочие сцены, после очередного инцидента с участием которых милиция зафиксировала порчу имущества.
Несмотря на скандалы, руководство проекта не имело возможности заменить нарушителей — перераспределение ролей и приглашение новых актёров означало бы рост бюджета, что было невозможно.
Самым тяжёлым происшествием на съёмках стала гибель каскадёра во время выполнения трюка с участием лошадей. Комиссия признала происшествие следствием грубого нарушения техники безопасности. Ответственное лицо было отстранено, режиссёру вынесли выговор и лишили премии. Однако даже эта сцена, ценой которой стала человеческая жизнь, не вошла в финальную версию фильма из-за съёмочного брака.
Одной из примет сложности работы стала история с раной на лице Луспекаева. Получив ножевое ранение, он не мог продолжать съёмки без видимых следов травмы. Мотыль решил включить в сцену сюжетный элемент, объясняющий появление шрама: в кадре герой Верещагин якобы получает ранение от осколка стекла. Это позволило продолжить съёмки, сохранив логическую целостность повествования.
По материалам дзен-канала "CINEMA" (12+).