14 мая. С 12 мая телеканал НТВ начинает показывать историко-детективный сериал "Злые люди" (16+), созданный под руководством режиссера Кима Дружинина. Основой для сюжета стали рассказы нижегородского писателя и краеведа Николая Свечина. Действие сериала разворачивается в преддверии ежегодной ярмарки, когда царская полиция начинает расследование странных преступлений, охвативших Нижний Новгород от заводских окраин до высоких кабинетов. Сюжет "Злых людей" стартует довольно запутанно, но к финалу складывается в увлекательную картину города, погруженного в неразрешимые противоречия.
В 1895 году Нижний Новгород ожидают два значительных события — ярмарка, становящаяся центром торговли в стране, соперничающим даже с Петербургом и Москвой, и эпидемия холеры, угрожающая всем Поволжьем. С эпидемией можно справиться открытием госпиталей и просвещением населения о важности кипяченой воды. Однако с ярмаркой задача гораздо сложнее. В город устремляются важные персоны, которых следует защитить от так называемых "злых людей", стремящихся разрушить эту торговую феерию. Криминогенная обстановка в Нижнем неспокойна: бродяги оставляют следы преступлений, а занятые наркоторговлей провизоры подвергаются жестоким расправам. Кроме того, банда, возглавляемая дядькой Битюгой, замышляет ограбление фабричной кассы. Главный герой, царский сыщик Алексей Лыков, сталкивается с проблемами не только на улицах, но и на своей службе, когда в его особняке убивают влиятельного дворянина Нефедьева. Обнаруженная у покойного красная лента указывает на связь с опасной сектой, орудующей в забытых деревнях. Однако все оказывается гораздо запутаннее — к делу также причастны люди разных социальных классов, среди которых есть как банальные преступники, так и высокопоставленные заговорщики.
Сюжет сериала основан на сборниках рассказов Николая Свечина, который ярко отражает страхи нижегородцев. Литературный критик Павел Басинский подчеркивал, что произведения о сыщике Лыкове, которых существует почти сорок, могут рассматриваться как "этнодетектив" — в данном случае криминальная история переплетается с богатой дореволюционной этнографией, не замечаемой на фоне привычного романтизма. На улицах Нижнего Новгорода жизнь охватывает не только белоснежные кители и дамские шляпки, но также и нищету, декадентство и религиозный фанатизм, что создает контраст с идеализированным образом времени.
Таким образом, сериал строится на контрасте стереотипного восприятия жизни: с одной стороны, это верноподданничество и благополучие, а с другой — нищета и жестокость. Дореволюционная атмосфера привлекает зрителя, погружая его в реалии начала 20 века, показывая как чистые полицейские кабинеты и госпитали, так и грязные склады и притоны. Лыков оказывается в центре обеих этих сторон: днем он расследует преступления, а ночью участвует в подпольных боях.
Однако детективный элемент в сериале представляет собой довольно простую конструкцию, особенно на фоне современных экспериментов в жанре. В сериале наблюдается традиционный подход, где персонажи, такие как угнетенные женщины и злые аристократы, представлены как подозреваемые. Основная интрига не только в том, кто задержан, но и в поиске глубинных мотивов преступлений. Градоначальник Баранов выражает основную мысль, проходящую через весь сериал: никто не рождается злым, и если давление на социальные низы не ослабнет, вся система может рухнуть, приводя к хаосу и бедствиям. Эта важная мысль о социальных различиях и их последствиях гораздо глубже, чем сама детективная линия, увлекает зрителей больше всего.
По материалам: кино-театр.ру (18+)