Сухой закон, матрешка, денежный спринт: что убивает фермерство в Крыму?

Эксперт вывел топ-5 проблем аграриев полуострова
Севастопольский овощной рынок
Фото: Автор ИА SevastopolMedia

22 апреля. Апрельские заморозки, биржевой разогрев цен на топливо, кадровый провал и рискованный лизинг — это лишь видимые трудности аграриев в Крыму. Председатель правления Союза фермеров, ЛПХ и сельского зеленого туризма Юрий Комов рассказал корр. ИА SevastopolMedia топ-5 проблем, которые не дают развиваться земледелию на полуострове. 

По словам Комова, в Крыму сейчас разрушен семенной фонд, который собирался десятилетиями. Как следствие — закупка семян через третьи-четвертые руки при малочисленности сертифицированного товара. Рынок, по мнению эксперта, переполнен некачественными кустарными семенами.

"В союзный период на полуострове были свои, адаптированные под нашу климатическую зону сорта. Их апробировали конкретно в зоне вызревания и  хранили в специальных сейфах при определенных температурах. Семенная база была утрачена. Оптовая закупка сейчас доступна только крупным хозяйствам, средние и мелкие вынуждены брать через нескольких перекупщиков. Авантюра еще и в том, что вместо ранних сортов можно отхватить поздние и наоборот", — прокомментировал эксперт.

Представитель аграриев считает, что их ключевая проблема в отсутствии орошения. В 2014 году Украина перекрыла подачу воды в республику по Северо-Крымскому каналу, который обеспечивал до 90% потребностей полуострова. Россия частично разрешила проблему водоснабжения путем поиска новых источников и бурения скважин. Сейчас херсонские мелиораторы предлагают хоть немного наполнить Северо-Крымский канал — единственную артерию для полива на полуострове — грунтовыми водами. 

"Все овощные культуры дружат с обильным поливом. При пересохшем канале невозможно охватить большие площади. Бетонные резервуары на полях, даже если их искусственно наполнить, не осилят такие объемы. По сути, сейчас весь Крым кормят овощами огородники и те, кто имеет доступ к воде. Опять же, чтобы пробить скважину более чем на 10 метров, нужно пройти всю цепочку согласований и паспортизации, никаких документальных преференций в этой части не предусмотрено", — рассказал Юрий Комов. 

Единственный географический люфт для крымских фермеров — это десантироваться в долины рек или присоседиться к старым руслам, чтобы оттуда раскинуть систему капельного полива. Но если осадков в горах было мало, как в этом году, то водоносный горизонт не выручит и в такой местности.

Помимо этого вся территория полуострова входит в зону рискованного земледелия. В большинстве точек засушливого региона толщина плодородной почвы не более 15-20 сантиметров, дальше идет ракушка, скала или так называемый, минусовый грунт. Еще есть Присивашье и солончаки, где такие культуры поднять просто нереально. 

Две оставшиеся помехи для фермерской эволюции, чисто экономические — это отсутствие прямых рынков продаж и заоблачные кредитные ставки, считает эксперт. На фоне пессимистичного торгово-банковского пейзажа говорить о демпинге на конечный продукт не приходится вовсе. 

"Пару лет назад льготная ставка для аграриев держалась на уровне 5% годовых, сейчас это твердые 8%. Объемы кредитования при этом скудные. Отрезок финансового разбега от банков, чтобы пополнить оборотные средства, чисто символический и напоминает спринт", — сообщил председатель Союза. 

По мгнению Комова, условия получения государственных субсидий на выращивание овощей сложно выполнимы даже для большинства крупных хозяйств. При этом они идентичны как для агрохолдингов с миллиардными доходами, так и для малых частников. 

Что касается модели: производство — рынок, то здесь все выстроено по принципу матрешки. У семейного фермера практически нет возможности вывезти свою продукцию на прилавок, потому что нет склада, грузового транспорта, холодильных камер и приличных условий хранения.

"Он вынужден вступать в отношения с оптовиком, который приезжает к нему на подворье и скупает по бросовым ценам. Оптовик заходит в Симферополь на самый крупный сельхозрынок, где только вход стоит полторы-две тысячи в день. К нему с ЮБК и других городов стекаются владельцы торговых точек. Они доставляют овощи по местам, платят аренду, коммуналку, налоги и зарплату продавцам. В итоге борщ крымской хозяйки бьет по кошельку, а сезонный салат можно подавать на десерт", — подытожил Юрий Комов. 

Елена Гаврина

Смотрите полную версию на сайте >>>