17 апреля. Период правления Иосифа Сталина в СССР был отмечен жёсткой государственной цензурой, особенно в сфере кинематографа. Несмотря на масштабную поддержку развития кино как важного идеологического инструмента, далеко не все фильмы допускались к показу. Некоторые ленты, несмотря на высокое качество исполнения и актуальность сюжетов, были запрещены к демонстрации на десятилетия. Причины запрета зачастую были связаны с несоответствием идеологическим установкам или недовольством лично Сталина.
Военная драма о советских разведчиках, отправленных в тыл врага в годы Великой Отечественной войны, поначалу воспринималась как патриотическая. Однако финал картины вызвал резкое недовольство. В сюжетной линии разведчики погибают, передав информацию о позициях противника. Несмотря на их подвиг, такая развязка оказалась, по мнению цензоров, "пессимистичной" и не соответствующей образу неуязвимого советского героя. Фильм оказался под запретом и не вышел на экраны при жизни Сталина.
Фильм был создан по мотивам популярной грузинской пьесы "Ханума" (12+). Это лёгкая комедийная история о любви и социальном конфликте между старым укладом и новыми взглядами молодого поколения. Несмотря на отсутствие политических тем, картина не получила прокатного удостоверения. Причиной стал арест одного из её режиссёров сразу после завершения съёмок. В условиях политических репрессий даже непрямое участие в кинофильме "неблагонадёжного" человека автоматически делало ленту неприемлемой для показа.
Первая часть исторической драмы о правлении Ивана IV получила официальное признание и одобрение лично Сталина. Однако вторая часть, где царь показан как внутренне раздираемый, неоднозначный и психологически нестабильный правитель, вызвала обратную реакцию. Лента затрагивала темы жестокости, предательства и личных сомнений государя. Такой образ Грозного не соответствовал каноническому представлению о "сильной власти" и вызывал недопустимые для идеологической пропаганды параллели. В результате фильм был запрещён к показу на долгие годы.
Картина задумывалась как масштабное повествование о строительстве социалистического государства, в центре которого — электрификация страны. Через воспоминания главного героя — матроса, прошедшего путь от Октябрьской революции до войны с фашизмом, раскрывается участие советского народа в реализации ленинского плана ГОЭЛРО. Несмотря на значительный идеологический потенциал, фильм подвергался многократной переработке и не был допущен к показу при жизни Сталина. Причины запрета оставались неясными, однако возможным поводом стало недостаточное внимание к фигуре самого Сталина или недостоверность в интерпретации исторических событий.