15 апреля. Автомобильный тюнинг часто воспринимается водителями как способ улучшить внешний вид машины или повысить комфорт вождения. Однако любые изменения конструкции транспортного средства, не предусмотренные заводом-изготовителем, могут повлечь за собой административную ответственность. Законодательство в этой сфере строго регламентирует допустимость установки дополнительного оборудования, и нарушение этих норм может обернуться не только штрафом, но и снятием автомобиля с регистрационного учёта.
Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза, на транспортное средство разрешено устанавливать только те элементы, которые соответствуют одобренной типовой конструкции (ОТТС). Любое отклонение от заводских параметров расценивается как внесение изменений в конструкцию автомобиля. Подобные доработки требуют обязательной сертификации и внесения изменений в документы на транспортное средство.
Распространённые случаи нарушений
Некоторые аксессуары, кажущиеся безвредными, могут оказаться вне закона. Например, дефлекторы на боковые окна, позволяющие частично приоткрывать стекло при осадках, могут быть признаны нарушением. Причина — ухудшение обзорности с водительского места, что прямо противоречит положениям Техрегламента.
Наклейки на лобовое стекло также находятся под запретом. Регламент допускает только одну декоративную полосу шириной до 140 мм в верхней части стекла. Все прочие наклейки, даже прозрачные, считаются препятствием для обзора и нарушением правил. Кроме того, видеорегистраторы, размещённые в зоне обзора водителя, также могут стать предметом претензий со стороны инспекторов.
Особое внимание уделяется светотехнике. Любые изменения в конструкции фар — установка цветных плёнок, альтернативных ламп или нестандартных модулей — считаются вмешательством в конструкцию. Подобные доработки не только запрещены, но и могут привести к лишению водительских прав сроком до одного года, помимо административного штрафа.
Нештатные элементы кузова и подвески
Защитные дуги, спойлеры, накладки на бампера и фаркопы, особенно установленные без прохождения сертификации, представляют серьёзное нарушение. Такие элементы могут изменить поведение автомобиля при столкновении или повлиять на безопасность пешеходов, поэтому запрещены без официального заключения о соответствии требованиям безопасности.
Не менее строгие ограничения действуют в отношении колёс и дисков. Использование шин и ободов, не соответствующих заводским параметрам, прямо запрещено. Допускается эксплуатация только тех размеров, которые указаны на табличке в проёме водительской двери. Даже декоративные колпаки, купленные отдельно от автомобиля, могут быть расценены как нештатное оборудование.
Ответственность за нарушения
При выявлении изменений, не соответствующих конструкции автомобиля, сотрудник ГИБДД составляет протокол по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Штраф за такое нарушение составляет 500 рублей, также возможно вынесение предупреждения. Одновременно инспектор выносит предписание об устранении нарушения в течение 10 дней. Если предписание не будет исполнено, при следующей проверке регистрация транспортного средства может быть приостановлена, а водителю может грозить административный арест.
По материалам дзен-канала "За рулем" (12+).