Неслыханно для советской эстрады - как скандальная музыка из СССР стала мировым шедевром

Шедевр едва не запретили
Неслыханно для советской эстрады - как скандальная музыка в 80-е стала мировым шедевром
Фото: Кадр из телеверсии рок-оперы ""Юнона" и "Авось"" (18+)

13 марта. Большим событием в истории советской музыки стало появление рок-оперы "„Юнона“ и „Авось“" (18+). Музыку для нее написал Алексей Рыбников, либретто — Андрей Вознесенский. Режиссером выступил Марк Захаров. Премьера состоялась 9 июля 1981 года на сцене "Ленкома". Рок-опера быстро завоевала любовь аудитории и до сих пор остается в репертуаре театра.  

В основе рок-оперы — поэма Вознесенского "Авось" (18+) об истории любви 42-летнего российского дипломата Николая Резанова (1764—1807) и 16-летней дочери коменданта Сан-Франциско — Кончиты (1791—1857). 

Но прославленной оперы могло и не быть, если бы не смелость молодого поэта. В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал главному режиссёру "Ленкома" Марку Захарову свои наработки на темы православных песнопений. Захаров решил использовать их для постановки музыкального спектакля по "Слову о полку Игореве" (16+). Режиссер предложил Андрею Вознесенскому написать либретто, но поэт идею отклонил. А вместе "Слова" предложил свою поэму "Авось". 

Захаров прочитал поэму и принял судьбоносное решение — быть опере, да еще и в стиле рок. Но из осторожности, чтобы не привлекать внимание властей, сочетание "рок-опера" заменили на "современная опера".

Предприняла творческая группа и еще один шаг, в надежде на одобрение комиссии. По воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии они с Захаровым поставили свечи у Казанской иконы Божией матери. Три освящённые иконки из собора они привезли в театр и поставили в гримёрке на столике исполнителей главных ролей — Николая Караченцова, Елены Шаниной и Людмилы Поргиной. Комиссия приняла оперу с первого раза. Позднее она получила всемирную известность, как и ее создатели.

Смотрите полную версию на сайте >>>