7 марта. Система охлаждения двигателя играет ключевую роль в поддержании его стабильной работы, а радиатор — одна из важнейших её составляющих. Со временем в его ячейках скапливаются пыль, песок, тополиный пух и другие загрязнения, которые снижают эффективность охлаждения. Поэтому регулярная чистка радиатора — необходимая мера для предотвращения перегрева двигателя и увеличения срока службы автомобиля. Разберемся, как правильно выполнять эту процедуру.
Если в автомобиле нет кондиционера, очистить радиатор значительно проще, так как он единственный в системе. Для этого потребуется мощная струя воды, поданная через шланг, например, на даче или на автомойке. Однако важно следить за силой напора — слишком высокая мощность может повредить тонкие пластины теплообменника.
Перед промывкой следует защитить элементы двигателя, расположенные за радиатором. Для этого можно использовать полиэтилен, предотвращающий попадание грязи и воды на генератор, ремень, свечи зажигания и другие компоненты. Хотя брызги не представляют серьёзной угрозы, направленный поток воды может повредить некоторые элементы системы.
В современных автомобилях, помимо основного радиатора двигателя, установлены дополнительные теплообменники: для гидроусилителя руля, автоматической коробки передач, кондиционера и интеркулера. Их очистка без снятия основного радиатора затруднительна. В некоторых моделях можно освободить верхние крепления и слегка наклонить радиатор, получив доступ к пространству между ним и конденсором кондиционера. Однако для этого часто требуется демонтаж решётки радиатора, а в некоторых случаях — и переднего бампера.
При сильном загрязнении рекомендуется полная очистка радиатора с его демонтажем. Сначала все теплообменники (двигателя, кондиционера и другие) обрабатывают моющим средством. Подходят автошампуни или специальные жидкости для очистки дисков. После нанесения необходимо выждать некоторое время, чтобы загрязнения размягчились, затем аккуратно удалить их щёткой, двигаясь вдоль пластин. Финальный этап — промывка чистой водой до полного удаления остатков грязи и моющего средства.
Дополнительно радиатор двигателя можно очистить изнутри. Для этого его наполняют водой, можно с добавлением средства против накипи, затем несколько раз промывают, сливая жидкость. Однако при использовании качественного антифриза необходимость в этом возникает редко.
Профессионалы рекомендуют проводить профилактическую чистку радиатора без демонтажа дважды в год:
В апреле — для удаления песка и зимних реагентов.
В июле — для очистки от тополиного пуха, семян деревьев и остатков насекомых.
Глубокая очистка со снятием радиатора и заменой охлаждающей жидкости требуется реже — каждые 80–100 тысяч километров пробега. Однако если кондиционер начинает хуже охлаждать салон, причиной может быть загрязнение радиатора. В таком случае стоит провести внеплановую очистку.